Главная > Календарь > «Умереть для прошлого, чтобы воскреснуть для будущего»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 16 (124) 16:13, 30 августа 2017

«Умереть для прошлого, чтобы воскреснуть для будущего»

Епископ Макарий, новомученик Российский, родился в Сибири, но как церковный пастырь изъездил разные города России и зарубежья, где он возглавлял обители, просвещал и научал людей. Три года он жил и на Нижегородской земле, будучи епископом Балахнинским, викарием Нижегородской епархии.

После окончания Киевской духовной семинарии отец Михаил Гневушев преподавал в духовных учебных заведениях Киевской епархии, был наблюдателем церковно-приходских школ. За ревностный педагогический труд он не раз удостаивался высочайших наград. Овдовев, он решил принять иночество. В 1908 году состоялся его постриг с именем Макарий.

В 1914 году распоряжением Святейшего Синода отец Макарий был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря, с возведением в сан архимандрита. Здесь он не только управлял обителью, но и активно участвовал в создании православных братств, выполнял поручения о проведении ответственных мероприятий, а кроме того, заслужил славу проповедника. В своих выступлениях он выражал беспокойство по поводу событий того времени.

«Революция ушла в подполье, но левые организации деятельно работают, подготовляя новую атаку. Все их заботы устремлены на то, чтобы по возможности развратить народ, глумясь над Церковью и ее обрядами, чтобы убить в народе религиозное чувство и уважение к святыне», — говорил он. Именно тогда, в «лукавые дни», пришло, по его словам, время «сеять семена добра». «А семя давным-давно дано. Берите его с усердием и щедрой дланью, со тщанием рассеивайте. Почва — души людские — насыщена влагой; горе, скорби, лишения, сомнения, разочарования — все вместе раскрыло сердце человеческое, очи и уши духовные к восприятию доброго научения…» — писал отец Макарий.

Важным событием в жизни пастыря стало его назначение архимандритом Новоспасского монастыря, где он в первую очередь занимался укреплением нравственной атмосферы. Именно в этот период ему пришлось столкнуться с доносительством и травлей со стороны либеральной прессы.

В 1910 году отец Макарий участвовал в торжествах, посвященных перенесению мощей преподобной княгини Евфросинии из Киева, где они почивали 700 лет, в ее родной город Полоцк. Поездка была миссионерской: в то время происходило окатоличивание населения Белоруссии вследствие принятия закона о свободе вероисповедания.

С 1914 года архимандрит Макарий возглавил Балахнинскую кафедру, на правах настоятеля поселился в Вознесенском Печерском монастыре. Здесь он  был председателем епархиального Училищного совета и совета нижегородского Братства Святого Креста. Самым же ярким миссионерским событием стал крестный ход из Нижнего Новгорода к мощам святого преподобного Серафима Саровского.

С марта 1917 года он — епископ Орловский и Северский. Уже в апреле активная деятельность нового епископа по защите традицион­ного церковного уклада привела к тому, что комитет общественной безопасности в Орле потребовал его отставки. «Мы постоянно умираем для прошлого, отчасти для настоящего, чтобы воскреснуть и жить для будущего, чтобы шире и глубже воплотить в нашу жизнь дорогой для нас идеал», — говорилось в конце его обращения, опубликованного в газете «Орловские епархиальные ведомости», которое он написал в ответ на требование об увольнении.

Арест в 1918 году застал его епископом Вяземским, викарием Смоленской епархии. В сентябре того же года было вынесено постановление ЧК Западной области о его расстреле. Точных сведений об исполнении приговора не сохранилось, свидетельством же стал рассказ протоиерея Михаила Польского, опубликованный в книге «Новые мученики Российские» 1949 года. В 2000 году Архи­е­рейский собор причислил епископа Макария к лику святых.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.