Главная > Церковь и культура > В будущее с православной песней
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (171) 13:55, 13 августа 2019

В будущее с православной песней

В последние дни июля Арзамас жил — нет, дышал, — песней. На широкой площади, окруженной куполами соборов и монастырей, разнеслась она, протяжная и ритмичная, гулким эхом в разные стороны маленьких, веером разбегающихся от центра улиц и тает… далеко за рекой Тешей, в широких объятьях городских окрестностей. Фестиваль православной и патриотической песни «Арзамасские купола» прошел в этом году в десятый, юбилейный раз.

Новая нотка

Состязаться в песенном творчестве приехали более 100 участников из многих регионов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Участники, по мнению жюри, очень сильные, их трудно было сравнивать и оценивать — настолько каждый их них самобытен и неповторим.

Фестиваль длился два дня. 29 июля, в первый день, конкурсанты выступили в номинациях «авторская песня» и «сольное пение». На следующий день, после молебна и торжественного открытия, жюри оценивало вокальные ансамбли и отметило: в каждом направлении появляется свежая нотка.

— Мне очень понравились ребята из Бреста: молодые, читают православный рэп. Думаю, такой формат патриотической песни будет очень интересен для молодежи, — делится первым впечатлением протоиерей Олег Серняев, член жюри. — Они настолько от души это делают, что мурашки бегут по телу. Так искренне передают, что пережили их деды и прадеды в годы войны! Их творчество произвело яркое впечатление на многих членов жюри. Мы стараемся отобрать самых сильных. Наш конкурс дал дорогу в будущее многим исполнителям. Обладатель гран-при Оксана Кислова сегодня уже входит в состав жюри, Ирина Ватутина, тоже получившая гран-при нашего фестиваля, работает в министерстве культуры Нижегородской области. Несколько участниц «Арзамасских куполов» стали матушками, мы отслеживаем судьбу многих и стараемся, чтобы этот конкурс приносил духовную пользу, вел за собой православных людей, чтобы они, слыша чистое душевное пение, приводили своих детей и внуков и чтобы у православной культуры было доброе будущее.

Основную программу предварял промо-концерт, на котором выступило жюри фестиваля. Зрители также увидели театрализованное представление. Перед их глазами проплыла вся многовековая летопись с начала основания города Иоанном Грозным. Артисты рассказали о его золотом веке, размахе купеческих сделок, развитии промышленности и торговли, строительстве храмов и посещении знаменитых людей.

В дымке воспоминаний

Погода в этом году не баловала, но и не испугала. Небо, несмотря на холодный ветер, было чистое и высокое. Многие пришли на концерт с детьми. Как они отбивали ритм своими маленькими непослушными ножками! Пожилые тоже не отставали. Не спешили занять скамейки, расставленные перед сценой. Многим, наверное, хотелось окунуться в воспоминания. Звучала музыка, с которой были связаны детство и молодость, не всегда простые, но дорогие в ностальгической дымке дни. Музыка «Арзамасских куполов» объединяла детей и стариков.

Среди конкурсантов было немало семейных пар. К примеру, Евгения Рыжова из поселка Дальнее Константиново. Выступала она сольно, но аккомпанировал ей на баяне муж, профессиональный, как и она, музыкант.

— Мы с мужем давно окончили консерваторию, — говорит Евгения. — Обычно на конкурсах поем арии Баха, но на сей раз решили спеть две песни о Родине. Главные наши критики — наши дети, малыши. Когда им нравится песня, они начинают танцевать.

Когда стало смеркаться, наступило время для гала-концерта. При заходе солнца, несмотря на июль, на улице становилось по-осеннему холодно. Кутаясь в шарфы и воротники, люди все же не расходились.

И плач, и колыбельная, и молитва

— Фестиваль «Арзамасские купола» задумывался как место встречи русских людей, встречи со своими истоками, чтобы мы знали свою культуру, историю, любили Родину, хранили веру, — сказал, обращаясь к гостям праздника, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. — Важно, что на этот фестиваль приезжают многие профессиональные и самодеятельные коллективы и делятся своим творчеством. Это соборное делание на русской земле очень важно, и Арзамас в этом отношении служит примером духа соборности, единомыслия и единства.

Наконец, на сцену стали выходить члены жюри, они вручали победителям и лауреатам награды, а те радовали зрителей своим творчеством. Звучал надрывный плач-сухопляс в исполнении Ольги Евдокимовой. Его пели под стук каблуков русские женщины, провожая на войну с фашистами своих мужей и женихов. Юная девушка из Сергачского района, еще студентка, смогла создать на сцене драматичный образ горюющей жены и матери, вложив в пение сильные, поднятые со дна души чувства. Плач солдатки сменил неземное, хрустальное, глубокое пение колыбельной «Спи, Иисусе» вокалистки из Хабаровска Анны Хрустовой. А семейный дуэт из Томской области Юрия и Лидии Поляковых удивил пронзительным текстом на тему новомучеников. «Тропарь не поем и акафиста им не читаем. Поспешно целуем и вновь заграждаем уста. О чем им молиться, мы даже не знаем, ведь их непарадная святость до жути проста».

А обладательницей гран-при в этом году стала участница из Республики Беларусь Наталья Ломако. Победа ей досталась за «Балладу о войне» и «Молитву». Наталья выходила на сцену и в составе народного вокального ансамбля «Менестрели», который исполнил казачьи песни.

— Мы любим и развиваем казачью традицию, — рассказал художественный руководитель коллектива Александр Важник. — Я сам казак, девочки тоже вступили в белорусское казачество. Моя бабушка постоянно пела казачьи песни дома, потом всю жизнь мама их пела. Репертуар у нас разный, так как помимо ансамбля у нас есть эстрадная студия, в которой занимается Наталья. Она неоднократный лауреат международных и республиканских фестивалей, стипендиат Президентского фонда.

На конкурс победительница выбрала песню Тамары Гвердцители «Баллада о войне»: в этом году отмечается 75 лет освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Кстати, к этой дате и весь ансамбль за концертную деятельность был награжден юбилейными медалями.

За 10 лет своей истории «Арзамасские купола» стали масштабным международным творческим событием. В течение этого времени участниками фестиваля стали более 2500 человек из 56 регионов Российской Федерации, а также Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Беларуси и Сербии.

Малая родина — Дальний Восток

Вокалистка Анна Хрустова и автор слов и музыки Григорий Зосимов из Хабаровска уже 16 лет поют в архиерейском хоре, и выбраться в Центральную Россию из-за плотного графика им до сих пор не выпадало возможности. Приехать из Хабаровска на фестиваль им помогали всем миром: митрополия, настоятель, слушатели (покупали билеты и диски). И не зря. Анна вернется на родину с первой премией фестиваля в номинации «сольное пение».

Анна родом с бамовской ветки, что ближе к Якутии. А Григорий — с Амура, где он впадает в Охотское море. Вместе коллеги ездят с хором в командировки за владыкой, четвертый год занимаются совместным творчеством, выпустили уже два альбома на музыку и слова Григория.

— С Гришей мы знакомы с института культуры, вместе учились, — рассказывает Анна. — Потом стали вместе петь в архиерейском хоре. Еще я работаю в семинарии, преподаю церковное пение.

— То, что мы поем, — это симбиоз моих музыкальных вкусов, — добавляет Григорий. — Я часто вплетаю в композиции элементы средневековой музыки, кантри, рока. Стараемся находить свой язык выражения, смешивая разные стили и жанры. Плох тот музыкант, который не ищет. Сегодня мы пели о своей малой родине — «Над водной гладью». Хабаровский край — это и река Амур, и морское побережье, суровый климат, высокая влажность. Но край очень красив своей аскетичностью и нордическим характером, он вдохновляет на творчество.

— У Хабаровска молодая история, большая ее часть выпала на атеистическое время, — продолжает Анна. — В городе у нас четыре храма, хотя в епархии их открывается много. Храмы остро нуждаются в кадрах, в том числе в певчих. В Хабаровском институте культуры хоровая кафедра закрылась, остался только музыкальный колледж. Притока певчих нет. Как сформировался 10 лет назад костяк хора, так он и держится. Мы в составе восьми человек можем петь как двадцать. На службе мы и чтецы, и певцы, поем и в будни, и в выходные, и на концертах. Это на западе России храмы могут себе позволить будничный и праздничный хор.

Марина Дружкова
Фото Сергея Лотырева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.