Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Венец царский и терновый
19:52, 16 июля 2008

Венец царский и терновый

Большое, как известно, видится на расстоянии. В этом году исполняется 90 лет со дня убиения Царской семьи, и некоторые считают, что это вполне достаточный срок, чтобы вынести взвешенное беспристрастное суждение о каком-либо историческом явлении. Хотя, следует заметить, что в других культурных традициях это — вовсе не срок: так, один японский историк в беседе с русским коллегой выразил сомнение, что тот может беспристрастно рассуждать о царствовании Петра Первого, так как мы ещё недостаточно отдалились во времени от той эпохи.

Мы знаем еще так мало о тех событиях, что сложно говорить наверняка. Не только среди широкой общественности, но и в церковной среде можно услышать диаметрально противоположные мнения о семье последнего императора. Какими фактами мы располагаем? Соборный голос Матери-Церкви свидетельствует, что эти люди святы. В Символе Веры мы исповедаем Церковь Святою и Соборною; образцом Церковных Соборов был первый Апостольский Собор 51 года, словами, которыми начиналось Определение Собора, начинаются с тех пор деяния всех Церковных Соборов: „Изволися Духу Святому и нам…“. Таким образом, постановление Церковного Собора принимается по вдохновению от Святого Духа.

Почему — страстотерпцы? В сущности, страстотерпцами можно назвать всех мучеников, но в богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово „страстотерпец“ стало употребляться применительно к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.
В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (+1015), Игорь Черниговский (+1147), Андрей Боголюбский (+1174), Михаил Тверской (+1319) и царевич Димитрий (+1591). Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности и терпения.

Нет ясности в том, как называть государя Николая Александровича —„Император“ или „бывший Император“. Отрекся ли он от России, или Россия отреклась от него?

Большевики за годы своей власти, пытаясь добавить себе „подвигов“, твердили, что это они свергли Царя. На самом деле самодержавие свергла (или отвергла) вся тогдашняя Россия. „Кругом измена, трусость и обман…“,— писал в своем дневнике последний государь. Измена была не только в каждом сословии тогдашнего общества, она пронизала генералитет, проникла даже в Императорский Дом. Даже некоторые члены Царского Дома приветствовали отречение. А было ли отречение?

Окруженный генералами — изменниками, Государь написал отречение карандашом с такими явными нарушениями протокола, о которых не знать он просто не мог. Например, он не имел права отрекаться за Наследника в пользу брата. Все эти наблюдения позволяют осторожно предположить, что, будучи „припертым к стенке“, Император намеренно с грубейшими ошибками написал отречение, чтобы верные поняли, что его на это вынудили. Не случайно, при обсуждении в июле 1918 года на Соборном Совете Поместного Собора вопроса о заупокойном поминовении убиенного государя, Святейший Патриарх Тихон принял решение о повсеместном служении панихид с поминовением Николая II как Императора.
А отрекался ли Михаил? Снова неясно. Считается, что отрекся, хотя согласно новейшим исследованиям, он передал вопрос на рассмотрение Учредительному Собранию. За этот факт говорит то, что Михаил Александрович был расстрелян раньше Императора, своего брата.

Монархическая форма правления возможна лишь тогда, когда подданные верят, что „сердце царево в руках Божиих…“. Тогда и вопрос можно поставить под другим углом. Может быть Государь и не отрекался от России, а, наоборот, Россия отреклась от него.

А ведь он искренне хотел, чтобы ради него не пролилось ни капли русской крови…
Император уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал на постройку новых храмов. За годы его царствования число приходских церквей в России увеличилось более чем на 10 тысяч, открыто более 250 монастырей. Император лично участвовал в закладке храмов и других церковных торжествах.
Глубокая религиозность выделяли императорскую чету среди представителей тогдашней аристократии. Обязательные посещения богослужений в воскресные и праздничные дни, говенье во время постов было неотъемлемой частью их быта. Личная религиозность Государя и его супруги была не простым следованием традициям. Царская чета посещает храмы и монастыри во время своих поездок, поклоняется чудотворным иконам и мощам святых, совершает паломничества.
А двор и даже члены императорской фамилии считали это ханжеством и „показухой“…

Император Николай Александрович часто уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так же, как библейский праведник, он перенес все ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени ропота.

Уже томясь в заточении, Государыня Александра Феодоровна так писала в своих письмах: „В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться…“. В другом письме она пишет: „Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного“.

Вместе с родителями все страдания с кротостью и смирением переносили царские дети. Протоиерей Афанасий Беляев, исповедовавший царских детей, писал: „Впечатление [от исповеди] получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего Царя“.

Когда в Синодальной Комиссии по канонизации еще только рассматривался вопрос прославления Царской семьи, особую роль сыграли свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь идет в них об исцелениях, соединении разобщённых семей, восстановлении мира в семье, защите церковного достояния от раскольников.

Семья последнего Императора — образец истинной христианской семьи, их пример особенно важен сегодня, когда в нашем секулярном мире рушится сам институт семьи и брака.

Канонизация — акт педагогический. Если подвиг святого особо актуален для текущего исторического момента, Церковь берет из своей сокровищницы светильник и ставит его на свещник, чтобы светил он миру. В святой семье Царственных страстотерпцев, говорится в докладе Комиссии по канонизации, „мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия“.

Дмитрий Романов,
газета «Православное слово в Нижнем Новгороде»