Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Виктор Портнов: «У дзержинцев острая жажда духовной жизни»
10:24, 30 мая 2010

Виктор Портнов: «У дзержинцев острая жажда духовной жизни»

Молодой город России, выросший вокруг химических производств, в мае отмечает свое 80-летие. Сегодня Дзержинск не только столица отечественной промышленности, но и бурно развивающийся центр духовной жизни Нижегородской области: буквально за несколько лет здесь построено несколько храмов, открыты православная гимназия имени преподобного Серафима Саровского, православные группы в детских садах. О том, как город, где до последних лет даже не было храма, вдруг приобрел православное лицо, — наш разговор с мэром Дзержинска Виктором Портновым.

— Виктор Валентинович, когда нижегородская земля стала для вас родной?

— В Нижний Новгород я приехал в 1988 году, когда мне был 31 год, и только теперь, спустя 22 года, могу смело называть себя нижегородцем. У меня трое детей, они уже окончили вузы. Когда у меня родились три внука, ближе этой земли для меня не стало, хотя я не теряю связи со своей малой родиной, несколько раз в год бываю в Тамбовской области, где прошло мое детство. Там живет мой старший брат, похоронен отец.

— О чем вы мечтали в детстве, и можно ли сказать сегодня, что ваши мечты осуществились?

— В детстве каждый мечтает о многом. Была несбыточная, на мой взгляд, мечта стать суворовцем, и, понимая, что отличнику поступить в Суворовское училище без экзаменов гораздо легче, я поставил себе задачу окончить восемь классов с отличием. Золотая медаль помогла лишь поступить — в дальнейшей учебе было нелегко. Вместо пятерок стал получать двойки: именно тогда я ощутил большую разницу между столичным и сельским уровнем образования. Были и слезы по ночам, и горячее желание оставить учебу, но удерживало чувство стыда. Родители уговаривали вернуться домой, мол, выучишься, как брат и сестра, на кого-нибудь в Воронеже. Но я не сдался, мечту свою осуществил. Суворовское училище окончил без троек, а затем — с красным дипломом и Коломенское высшее артиллерийское командное училище. Пришлось пройти период ломки, ведь мальчишеский коллектив, с одной стороны, злой, с другой — справедливый — в мужской среде нельзя кривить душой. Учеба в военных заведениях — настоящая школа жизни, которая закалила меня на всю оставшуюся жизнь.

— Одни говорят, что армия делает из мальчика мужчину, а другие — что озлобляет. С каким утверждением вы согласитесь?

— Конечно, с первым. В 15 лет я надел погоны и снял их в 38 лет — 23 года сознательной жизни отдано служению Родине. Насчет того, что армия озлобляет, могу сказать, что ситуации разные бывают и в детском саду, и в школе, и в институте — везде случаются конфликты. Те, кто прошел армейскую службу, потом всю оставшуюся жизнь рассказывают своим детям, внукам, друзьям много забавных историй, разных приключений. А те, кто прошел через горячие точки, Афганистан, Чечню, — это люди, знающие цену жизни, слова, и я таких людей уважаю.

— Виктор Валентинович, вы состоявшийся, успешный и верующий в Бога человек. Вера помогает вам в жизни, или бывают ситуации, когда она мешает?

— Думаю, вера — это то, что вообще помогает человеку жить. Я прошел к ней непростой путь. Изучал научный коммунизм, атеистическую марксистско-ленинскую идеологию, и своих солдат, которые носили крестики, пытался увещевать, мол, в кого ты веришь: наш бог — Ленин, Карл Маркс. Я, конечно, не устраивал никаких расправ, гонений на солдат за веру, но мне сегодня стыдно об этом вспоминать. Приезжая курсантом на каникулы домой, я спорил со своими родителями о том, что Бога нет. Мама меня терпеливо выслушивала и говорила: всему свое время.

И это время пришло. Когда родилась первая дочь, мы с женой приняли решение ее крестить. На этом этапе я как раз и подошел к вере. Когда стали открываться храмы, свободно продаваться духовная литература, я стал по-другому воспринимать веру. Рад и горжусь, что мои покойные родители в преклонном возрасте, под 80 лет, обвенчались. Сегодня, когда двери храмов открыты, когда строятся новые, будучи причастным к этому процессу, ощущаешь себя иначе, чувствуешь, что находишься на правильном пути.

Вера, конечно, мне в жизни сильно помогает, укрепляет. К сожалению, я не хожу в церковь каждые субботу и воскресенье — мешает чувство неудобства, что все на тебя смотрят, узнают, и в то же время не хватает твердой решимости стать воцерковленным человеком. Отдушиной для меня являются паломнические поездки, особенно вместе с архиепископом Георгием, когда есть возможность побыть на богослужениях, погрузиться в молитву. В четвертый раз мы побывали в этом году с владыкой на Святой земле, за что я очень благодарен Богу.
В Дзержинске налаживать духовную жизнь не так просто: город достаточно молодой, без глубоких религиозных традиций. Когда я занял пост мэра, были только церковь в поселке Желнино и небольшой деревянный храм рядом со строящимся собором.

Сегодня же религиозная жизнь в Дзержинске активно развивается.

— Немалая заслуга в этом принадлежит городской администрации, а сами дзержинцы проявляют заботу о возрождении духовной жизни в своем городе?

— Я объясняю острой жаждой духовной жизни тот энтузиазм, с которым многие дзержинцы относятся к строительству здесь православных святынь. В начале 30-х годов, когда Дзержинск получил статус города, в его окрестностях было пять храмов, а к закату советской власти уцелел лишь один, в поселке Желнино, и тот не действующий. Город, в котором почти 300 тысяч жителей, — без единой церкви…

Сегодня мы занимаемся возрождением духовной жизни, не только строя и благоукрашая храмы, но и открывая православные группы в детских садах, поддерживая работу православной гимназии. Сегодня количество заявлений от родителей, желающих отдать своих детей в гимназию, в три раза превышает возможности приема. Поэтому сейчас мы рассматриваем вопрос о передаче под православную гимназию части здания школы №15.

Замечательно, что сегодня у жителей разных районов Дзержинска появляется возможность видеть храм рядом с домом, слышать звон колоколов. Мы твердо, уверенно идем по пути возрождения духовной жизни в городе, сотрудничаем с епархией, предлагаем свои идеи, участвуем в епархиальных мероприятиях. Думаю, благодаря этому в городе улучшается социальная и криминогенная обстановка: за прошлый год уровень преступности снизился на 12,5 процента, а подростковая преступность — на 22,5 процента. Это же громадные цифры! В прошлом году родилось на 200 детей больше. Это тоже хорошо. Православие — тот стержень, на котором зиждется наше государство, а наш опыт жизни без веры и Церкви показал, что ведет в тупик.

— Какие совместные с Нижегородской епархией мероприятия запланированы на этот год?

— На конец мая, когда будет отмечаться 80-летие города, запланировано открытие православной выставки-ярмарки «Нижегородский край — земля Серафима Саровского», в эти же дни на центральной площади города состоится закладка часовни, которую мы планируем освятить 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери. В сентябре ожидается освящение построенного на въезде в город храма в честь Антония Великого.

В Прибрежном микрорайоне, где проживает более 20 тысяч человек, мы хотим построить деревянный храм в честь преподобного Сергия Радонежского. Место под храм уже выделено, пока ищем, кто будет его строить. Кроме того, будем продолжать строительство нашего соборного храма, которое на некоторое время было заморожено. Этот большой, двухуровневый храм станет самым высоким в Нижегородской области, возможно, его будет видно с Оки. Но пока финансовых возможностей поднять храм у нас не хватает, кризис немного помешал.

Ежегодно мы выделяли из бюджета на его строительство по 30–40 миллионов рублей, помогали меценаты. Но я исхожу из того, что Кельнский собор строился 700 лет, наш же храм будет построен быстрее.

— Вы рассказали, что в Дзержинске большое внимание уделяется православному образованию. Зачем, на ваш взгляд, современному человеку знание православных основ жизни, культуры, не идет ли это вразрез с современным стандартом образования, педагогическими инновациями?

— Советский человек воспитывался в духе коммунистической идеологии марксизма-ленинизма, проходил через октябрят, пионерию, комсомол, партию. Сегодня у государства нет своей идеологии, национальной идеи. Выступление наших олимпийцев в Ванкувере показало, что мы переживаем серьезный идеологический кризис. Мы живем, проедая и доосваивая то, что было заложено в годы советской власти. Даже на примере крупных дзержинских предприятий могу сказать, что новых технологий в производстве сегодня мало. Высокая энергозависимость производства, неконкурентоспособность продукции как были, так и остались.

Православие сегодня должно стать национальной идеей. Зачем, к примеру, в школах давать детям основы православной культуры? Потому что там содержатся ответы на вопросы, которыми часто задаются сами дети: что такое совесть, вера, в чем смысл жизни? Дети сегодня воспитываются на сериалах, где показываются только кровь, убийство, насилие и где не предлагается правильного представления о жизни.

Когда еще в детском саду и средней школе дети получают представление о православии, о роли Церкви в истории России, о подвижниках благочестия, которые влияли на судьбу государства, поднимали народ против врага, это замечательно. Как бы ни был Советский Союз могуч и велик, тем не менее, в годы Великой Отечественной войны правительство обратилось к авторитету Церкви, стало открывать храмы.

Плохо, что мы обращаемся к Богу только когда нам тяжело. На посту руководителя Дзержинска я стараюсь использовать отпущенное мне Богом время во благо народа и Церкви, стараясь сделать как можно больше, чтобы передать город в более хорошем состоянии, чем его принимал.

— Владыка Георгий в одном из интервью назвал Дзержинск городом с православной средой обитания. Вы согласны с этим утверждением?

— Это действительно так. Однако нельзя забывать, что у нас в городе живут представители и других конфессий, и это нормально, мы стараемся поддерживать все традиционные религии. К сожалению, сегодня продолжается наступление со стороны сектантов: адвентистов, иеговистов и других всевозможных религиозных агрессоров.

Поэтому мы стараемся создать для молодежи все условия, чтобы они не ушли к сектантам. Создание православной среды обитания — тяжелый каждодневный труд. Я очень благодарен нашим священникам, благочинному отцу Виктору Сафронову и его предшественнику отцу Сергию Жабуре, за то, что они очень много делают для духовного просвещения и своими молитвой, и работой с паствой. Священникам надо обязательно идти в массы. На мой взгляд, очень интересная затея, объединившая многих дзержинцев вокруг строительства соборного храма, — это писать на кирпичах будущего храма свои имена. Дзержинцы с удовольствием покупают кирпичики, вписывают имена своих родственников, с надеждой, что за них будут вечно молиться. Когда мы с владыкой Георгием в один из осмотров собора увидели, что весь ряд храма — а это несколько тысяч кирпичей — исписан именами, поняли, что в народе есть духовное единение.

Беседовал Александр Фролов
Версия для печати Марины Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.