Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Визиты владыки Николая (Кутепова) в Грузию
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (3) 16:05, 9 августа 2012

Визиты владыки Николая (Кутепова) в Грузию

001-3-3Мы продолжаем публикацию очерков о жизненном пути митрополита Николая (Кутепова), занимавшего Нижегородскую кафедру в 1977–2001 годах. Сегодняшний рассказ о трех визитах владыки Николая в Грузию, кавказскую страну, издревле связанную с Россией общим вероисповеданием и многообразными культурными взаимовлияниями.

В 1972 году избирался одиннадцатый Грузинский Патриарх. Владыка Николай (Кутепов), бывший тогда епископом Владимирским и Суздальским, в составе официальной делегации Русской Православной Церкви сподобился приобщиться к истории православия на грузинской земле, став свидетелем этого значимого события.

Древняя история

Согласно древним источникам, Грузия является Первым уделом Божией Матери. Как повествует предание, после Вознесения Господа Иисуса Христа на небо апостолы с Божией Матерью собрались в Сионской горнице. Здесь они бросили жребий, кому в какие земли идти со словом проповеди Христовой. Богоматерь так же изъявила желание подобно апостолам участвовать в проповедовании Слова Божия и вынуть жребий для себя.

Жребий определил Богородице земли древней Иверии. С великой радостью приняла Она выпавший удел и уже готова была выйти на благовествование, но перед самым выходом Ее в путь явился к Ней Господь и сказал: «Матерь Моя, не отрину жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесном благе, но отправь вместо Себя Первозванного в удел Твой. И пошли с ним образ Твой, который изобразится приложением приготовленной на то доски к Твоему лицу». Пресвятая Богородица умыла Свое лицо и выполнила сказанное Ей Господом: на доске отразился образ Владычицы с Предвечным Сыном на руках.

Иверией в древние времена называлась территория современной Грузии. Апостол Андрей Первозванный считается просветителем этой земли. Он проповедью и творением чудес обратил здесь множество людей в христианство и крестил их. Вера, проповеданная святым Андреем и другими апостолами, стала постепенно укореняться в народе. Однако в течение последующих лет язычники воздвигли на христиан гонения, и многие из них приняли мученическую кончину, в том числе и апостол Симон Кананит. Его могила в горах в окрестностях Сухуми стала с тех пор предметом глубокого почитания верующих.

В 100 году священномученик Климент Римский, сосланный императором Траяном в безлюдные места Тавриды (Крыма), поддержал терпящих гонения христиан Иверии. Он творением чудес и наставлениями помогал многим оставаться верными сынами Церкви Христовой. Однако окончательное утверждение христианства в Грузии стало возможным лишь спустя два с лишним  столетия благодаря усилиям святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Это произошло в 337 году, когда христианство официально было признано государственной религией.

Долгое время Грузинская Церковь находилась в составе Антиохийского Патриархата, и лишь в 467 году получила автокефалию, то есть независимость. Чуть позже это событие засвидетельствовал Шестой Вселенский Собор. Центром новой Церкви стал город Мцхета, его древний собор Светицховели, где и сегодня проводятся самые значимые для Церкви мероприятия — такие как избрание Грузинских Патриархов и их интронизация.

002-3-3На Поместном соборе (1972 год)

Итак, в первые дни июля 1972 года в Тбилиси проходил Поместный Собор Грузинской Православной Церкви. Об этом событие владыка Николай рассказал в статье, которая была напечатана на страницах девятого номера «Журнала Московской патриархии» за 1972 год. В архиве владыки сохранился машинописный черновик статьи с его личными правками. Это дает нам возможность проследить хронику поездки.

Делегация Русской Православной церкви в составе митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (главы делегации), епископа Владимирского и Суздальского Николая и протоиерея Аркадия Станько прибыла в Тбилиси вечером 30 июня 1972 года. В аэропорту высоких гостей встречал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Урбнисский Давид.

Утро следующего дня началось с осмотра главных достопримечательностей древнего Тбилиси: крепости Нарикала и храма-замка Метехи — цитадели XIII века и резиденции грузинских царей, где молилась еще святая благоверная царица Тамара.

По окончании экскурсии начались официальные мероприятия. В тот же день, 1 июля, в 12 часов делегация Русской Церкви прибыла в Сионский собор на открытие Поместного Собора Грузинской Церкви, на котором предстояло избрать Патриарха. Помимо русских иерархов среди гостей были представители Армянской Апостольской Церкви.

Открытию Собора предшествовал торжественный молебен. После него были зачитаны приветственные адреса от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и армянского католикоса.

В первый же день Собора по решению Синода Грузинской Церкви на голосование была вынесена единственная кандидатура — Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Давида (Девдариани), которую Собор единодушно поддержал.

2 июля в кафедральном соборе Грузинской Церкви Светицховели, или соборе Двенадцати Апостолов, состоялась торжественная интронизация избранного Патриарха Давида V, после чего в гостинице «Иверия» Его Святейшеством был дан прием. Как отмечал владыка Николай в своем отчете, «прием прошел в сердечной и дружеской обстановке».

В течение последующих дней члены делегации посещали святыни Грузии и значимые культурные места. В частности, как писал владыка Николай, «делегация осмотрела монастыри Иоанна Зедазенского и Шио Мгвимского (V–VI века)» и монастырский комплекс преподобного Давида Гареджского. 5 июля, как отмечалось в отчете, «напутствуемая добрыми пожеланиями и полная впечатлений, делегация РПЦ отбыла в Москву».

Работа в архиве (1976 год)

В декабре 1976 года владыка Николай, тогда уже архиепископ Калужский и Боровский, приехал в Грузию для работы над магистерским сочинением на тему «Митрополит Исидор (Никольский) и его церковная деятельность». Митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор в бытность свою экзархом Грузии основал здесь православное братство, развившееся впоследствии в Общество восстановления христианства на Кавказе.

В документах владыки сохранились пропуск Центрального государственного архива Грузинской ССР на грузинском языке от 31 декабря 1976 года за №199, выписанный на имя Кутепова Николая Васильевича, и сделанная рукой нижегородского архипастыря выписка архивных дел, касающихся деятельности канцелярии экзарха Грузии 1840–1850‑х годов, дел грузинских монастырей и других фондов, непосредственно относящихся к теме его магистерской работы.

Как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», владыка Николай «был очень серьезно настроен, работу он хотел написать и материал собирал упорно».

На юбилейных торжествах (1983 год)

Через 6 лет, в начале июля 1983 года, архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай принял участие в торжествах, посвященных 1500‑летию автокефалии Грузинской Православной Церкви и 200‑летию Георгиевского трактата, или «Договора о признании царем Карталинским Ираклием II покровительства и верховной власти России». Этот документ ознаменовал собой начало присоединения в XIX столетии Грузии к России.

Архиепископ Николай как член делегации Русской Православной Церкви участвовал в богослужениях и совместных культурных программах. Все это запечатлел сохранившийся в архиве нижегородского владыки памятный фотоальбом. Фотодокументы свидетельствуют и о других важных моментах: дружеских встречах с Католикосом-Патриархом Илией II, торжественных заседаниях и разных культурных мероприятиях.

Поездки владыки Николая в Грузию носили очень разный характер, но каждая из них способствовала росту авторитета горьковского митрополита. Это, в первую очередь, давало ему возможность нести Слово Божие в самых сложных условиях советского атеистического государства.

Пастырская деятельность владыки Николая высоко оценивалась иерархами Грузинской Церкви. 16 января 1975 года архиепископ Николай (Кутепов) был награжден орденом Грузинской Православной Церкви. В указе Его Святейшества Католикоса-Патриарха всея Грузии Давида V говорилось: «За ревностное служение Святой Церкви Христовой и отмечая Ваши труды и заслуги, Грузинская Церковь награждает Вас орденом святого Георгия Победоносца I‑й степени».

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.