Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > К духовному размышлению > Включая духовный навигатор
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (171) 14:38, 13 августа 2019

Включая духовный навигатор

В эру современных технологий у нас нет недостатка в навигаторах, и мы с удовольствием пользуемся ими. Благо, они доступны, и никакого труда не составляет проложить маршрут в самых незнакомых местах. Интернет-навигатор, онлайн-карты — все для того, чтобы мы не заблудились. Не менее доступно и Евангелие — самый совершенный навигатор в духовной жизни. Он и маршрут проложит, но и преду­предит об опасностях на пути, и расскажет о возможных последствиях отклонения, и поможет выйти на правильную дорогу, если сбился с маршрута. Вот только «включаем» мы его крайне редко.

Где я?

Как и многим клирикам Нижегородской епархии, мне и в этом году довелось нести послушание во время праздничных богослужений в день памяти преподобного Серафима Саровского. И как участник торжественных мероприятий я был наделен подарочным набором от Дивеевского монастыря. В него входил прекрасный ежедневник. Превосходная иллюстрированная полиграфия, приятный на ощупь переплет, напоминающий дорогую книгу с золоченым обрезом страниц — он сразу привлек мое внимание. Наряду с изречениями известных представителей Русской Православной Церкви о преподобном Серафиме Саровском полтора десятка страниц в нем были посвящены словам самого батюшки Серафима о Боге, вере, духовной жизни. В праздничной суете бегло пролистнув атласные страницы ежедневника и глазами коснувшись напечатанных строк, я, конечно же, не предполагал, как коснется моей души возвращение к нему уже по приезде домой.

Наставления преподобного Серафима я читал уже много раз. Что-то помнилось хорошо, что-то показалось уже забытым и возбуждало интерес. Но одно изречение заставило меня остановиться и глубоко задуматься. Сказанное батюшкой Серафимом не казалось чем-то мудреным. Совет, основанный на евангельской истине, был отражением его опыта: «К сохранению душевного мира надобно чаще входить в себя и спрашивать: где я?»

Как просто. Во мне всё даже смолкло от изумления. Мысли утихли, как будто широко открылись горизонты, когда ты вдруг оказался на возвышении.

Этими словами батюшка Серафим предлагает посмотреть на свою жизнь через особую систему координат. «Где я?» По отношению к самому себе, к своим близким. По отношению к Самому Богу… И снова чем больше я размышлял над этой фразой, тем больше она открывалась как духовное сокровище. Простое и гениальное. «Надобно спрашивать: где я?» Но не просто спрашивать. Старец утверждает, что это нужно делать «входя в себя». Интересная фраза. Где я ее слышал? Ну да, в притче о блудном сыне!

Всем известная евангельская история повествует о начале преображения человека с момента, когда он одумался, «вошел в себя», вернулся к самому себе. «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему» (Лк 15–17:20).

Очевидно, что Преподобный мыслил евангельски, многие его назидания по сути своей являются рефлексией на евангельские истины. Предлагая вопрос «где я?», батюшка Серафим тем самым напоминает нам о том, что состояние блудного сына для многих из нас уже привычно.

Нет случайных слов

«Надобно чаще входить в себя». Если это происходит редко, становится понятно, что за время уклонения от самого себя можно так далеко отойти, что возвращение станет проблематичным, а то и совсем невозможным. А если чаще на себя оглядываться, то далеко не уйдешь, ты все время будешь находиться в зоне особого внимания: «где я?» Ответ на этот вопрос поможет определить, насколько пагубно, а то и опасно наше нынешнее состояние, увидеть степень приближения к греху и вовремя уклониться от столкновения. Можно даже увидеть, что попал в западню, и чем раньше это осознать, тем вероятнее найти выход. Но сначала нужно «прийти к себе». В притче о блудном сыне, рассказанной Самим Господом Иисусом Христом, нет случайных слов. На момент отрезвления человек, растративший блудно все отцовское состояние, пребывающий в одиночестве, на уровне скота и даже ниже, должен быть готов к тому, что путь «к себе» лежит через самоотвержение, когда «уже недостоин называться сыном» своего отца (Лк 15:21).

Мы, сегодняшние православные христиане, плохо знакомы с возможностями этого совершеннейшего путеводителя по жизни — Евангелия. Порой, даже зная наизусть многие его фрагменты, а проще говоря, видя проложенный маршрут, не всегда широкий и легкий, а где-то и прямо указывающий, что придется «постоять в пробке», замедлить скорость движения из-за «неровной дороги», ищем обходные и, как нам кажется, более быстрые пути к достижению цели.

Вопрос, который советует задавать самому себе преподобный Серафим, поможет определить не только текущее состояние, но и вектор своего развития. В сторону Его или в противоположную? Современному путешественнику интернет-навигатор обязательно подскажет человеческим голосом: «Развернитесь, вы сошли с маршрута». А услышим ли мы голос Бога, когда Он будет предупреждать нас, что мы отклоняемся от Него?

Сказанное великим старцем действительно просто, но… только для понимания. Исполнение же его совета без особого усилия невозможно. Как трудно порой трудиться над собой! Но и для этого случая преподобный Серафим оставил свое назидание. Как и предыдущее, оно кратко и просто для понимания: «Всё делай потихоньку, полегоньку и не вдруг. Добродетель не груша: ее вдруг не съесть».

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.