Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Владимир Легойда: «Наше кредо – показать красоту православия»
18:35, 15 марта 2006

Владимир Легойда: «Наше кредо – показать красоту православия»

Он вышел в свет в 1996 году как альманах. С тех пор он из черно-белого издания превратился в цветной, настоящий периодический журнал, который стал выходить раз в месяц. С самого начала журнал был обращен не только к тем людям, кто уже вошел в Церковь и знает о православии практически все, но и к тем «фомам неверующим», кто, стоя на пороге храма, борется с сомнениями. Сегодня у нас в гостях Владимир Легойда – бессменный главный редактор «Фомы» в течение десяти лет. О проблемах миссионерского православного журнала наш сегодняшний разговор.

– Чем отличается журнал «Фома» от других православных изданий?

– Когда мы начинали делать «Фому», у нас было четкое кредо – показать красоту православия, этот девиз мы взяли у священника Валентина Свенцицкого, который жил в начале XX века. Журнал пытается говорить со своим читателем языком простым и понятным, нам важно не поучать и не просвещать «темных и заблудших» людей, а вести уважительный диалог с человеком, у которого есть свои сомнения относительно православной веры. Можно говорить либо о том, как прекрасно православие, либо как плохи сатанизм, секты и другие явления сегодняшней жизни. Но мы однозначно для себя решили, что никого не ругаем и ни с кем не спорим. Наша задача – показать положительное содержание веры и красоту православия. Правда, для нас есть еще одно важное табу: мы не пишем о политике, даже о церковной.

– Владимир Романович, скажите, а кто может стать героем журнала «Фома»?

– Героем репортажа может стать любой человек или любое животное. Мы исходим из того, что неинтересных или запретных тем для журнала не существует. В свое время христианский философ Тертуллиан сказал, что человеческая душа по своей природе христианка, и в своих текстах и выступлениях мы всегда подчеркиваем важность этого тезиса. Любой человек, с которым ты встречаешься, несет в себе искру Божию, нужно только помочь ему почувствовать в себе эту искру и показать ее другим. Но все-таки у нас есть определенные критерии при выборе человека. Первое – этот человек должен быть «Фомой», то есть человеком, который испытывает те или иные сомнения. Необязательно это сомнение должно заключаться в том, есть Бог или нет. Человек все время сомневается, а если у него нет никаких сомнений, то это значит, что он уже не человек. В сомнениях человека есть некий способ осмысления мира. «Фома» – это журнал для неравнодушных и о неравнодушных. Поэтому любой неравнодушный человек, которого волнуют такие предельно серьезные вопросы, может стать героем «Фомы».

– Как вы относитесь к рекламе на страницах православного журнала? Печатаете ли вы заказные материалы?

– Дело в том, что в последнее время мы с вами стали заложниками некоторых стереотипов. Мы считаем, что реклама – это способ что-то продать, неважно какими средствами. В итоге получается, что реклама – это всегда плохо и всегда вранье. И мы настолько зажаты этими стереотипами, что иной раз боимся говорить о тех вещах, которые нам кажутся интересными и правильными.

Когда-то давно в Древней Греции жили философ Сократ и софисты. Говоря современным языком, они вместе манипулировали сознанием своих собеседников. И Сократ, и софисты подводили человека своими вопросами к какой-то точке зрения. Но в чем между ними разница? В том, что когда Сократ искал истину, он был в ней убежден и не продавал своих знаний. А высшим софистическим искусством считалось за деньги доказать одну точку зрению, а затем, за еще большие деньги, – совершенно противоположную. Журналист, работающий в православном издании, такого позволить себе не может, и никакой рекламы у нас быть не может по определению. Но если мы убеждены, что какието вещи хороши, то тогда мы готовы преподносить их в положительном ключе. Скажем, не так давно в нашем журнале был опубликован материал о мерной иконе. Мерная икона делается тогда, когда ребеночек появляется на свет. И под его рост пишется специальная икона его святого. Когда я встречался с этим иконописцем, он убедил меня в том, что мерная икона – это прекрасная традиция и она должна быть в каждом доме. Но, с другой стороны, нам очень мешал тот факт, что этот человек зарабатывает на этом деньги. О мерной иконе мы, конечно, написали, но материалом я остался недоволен, червь сомнения по-прежнему меня гложет. Проблема есть, вы абсолютно правы, и пока найти алгоритм ее решения мы не смогли.

– Публикуете ли вы материалы о нестроениях и скандалах в церковной среде, до которых так охочи светские СМИ?

– Когда-то мне сказал одну замечательную вещь московский священник. Он сказал, что за последние годы многие люди пришли в церковь и зажили церковной жизнью. Но благодатной ли жизнью они зажили и живет ли в них Христос – вот в чем вопрос!
Православие всегда сопровождается огромным количеством скандалов. Скандалы продаются и пользуются спросом. Я убежден, что тех людей, которых интересуют сенсации, нередко больше ничего не волнует. Если судить по евангельским событиям, то у нас в Церкви каждый 12-й человек – предатель, и процент грязи со временем не меняется. Почему нужно думать, что сейчас хороших людей стало больше, чем при жизни самого Христа? Я глубоко убежден, что нашего «Фому» не станут интересовать скандалы. Если меня волнует какой-то больной вопрос о смысле бытия, то вряд ли мне станет интересно, что какой-то батюшка выпил в пост две рюмки водки. Наш журнал, как я уже говорил, не говорит о церковной политике, не выносит «сор из избы». Потому что это не наше дело и не дело светских журналистов – наводить порядок в избе, все-таки это дело священноначалия.

– Спасибо вам, Владимир Романович, от имени наших читателей!

Интервью: радио «Образ»
Фото Георгия Ликина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.