Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Владыка Георгий: «Будем вместе трудиться, радоваться, скорбеть и молиться»
17:19, 27 марта 2006

Владыка Георгий: «Будем вместе трудиться, радоваться, скорбеть и молиться»

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ответил на вопросы радиослушателей радио «Образ» и «Преображение».

— Владыка, вот говорят, Христос — Спаситель. От чего же Он нас спас? Человек остается таким же грешным, как и был до него. Убийства, насилие, корысть, зло – все это есть в нашем мире, и количество зла не уменьшается!

— Действительно, если человек считает, что он живет на земле 70 или даже 80 лет, а затем — прах и земля, то, может быть, не имеют смысла пост, молитва, строительство храмов, благочестивая и духовная жизнь. Теряют смысл нравственные принципы, и можно есть, пить, веселиться, а после нас — хоть потоп. Но если верить учению Православной Церкви, человек рождается из небытия в вечность, а наш земной путь — лишь мгновение, и за этот короткий промежуток времени мы должны успеть сделать выбор между светом и тьмой, между злом и добром.

Так и Спаситель мира Христос практически распял на древе тот первородный грех Адама, в котором человек утратил Богообщение, потерял путь в Царство Небесное. И сам Бог пришел в этот мир, дабы мы, верующие в Него, не погибли, но имели жизнь вечную. Первое: с точки зрения жизни вечной, мы именуем Христа Спасителем, так как Он открыл нам дорогу в Царство Небесное, в вечную жизнь.

Второе: Он дал нам учение, которое мы с вами знаем по записям Его учеников как Евангелие. Евангелие — это благая весть, где описывается жизнь Христа и где изложены его поучения, наставления.

Третье: Он основал на земле организацию, которую мы именуем Церковью. Церковь состоит из двух частей — небесной и земной. Человек, живя в Церкви и исполняя заповеди Божии, идет по пути наследования Царства Небесного. И последнее.

В день Пятидесятницы в сугубых благодатных дарах Духа Святого нам дано семь церковных Таинств. Через эти Таинства — Крещение, Миропомазание, Елеосвящение (Соборование), Покаяние, Причащение (Евхаристия), Священство и Венчание — человек приобщается Благодати Святого Духа и освобождается от греховной скверны.

Человек идет в храм, исповедует перед священнослужителем свои грехи, очищает душу, приобщается Тела и Крови Христовой в Таинстве Евхаристии и обретает благодатные дары Духа Святого. И так, следуя по жизненному пути, спотыкаясь, но вновь вставая, он идет навстречу Богу. И воистину близки православным христианам слова Христа из Евангелия: «Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные, и Аз упокою вы, возьмите иго Мое на себе и научитися от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Матф. 11, 38).

— Как научиться радоваться жизни? Как вернуть душе радость, если она утрачена?

— Радость — это особое состояние души. В человеке идет духовная брань, о которой великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Братья Карамазовы» сказал, что в мире диавол с Богом борется, а поле битвы — сердце человеческое. И, действительно, брань чаще всего происходит на уровне нашего сердца.

Христос говорит, что именно из сердца исходят и добрые, и злые дела, поэтому необходимы терпение и надежда на помощь Божию. А научиться радоваться жизни несложно. Все познается в сравнении. Сколько вокруг нас людей с физическими недостатками: лишены слуха, зрения, иногда руки или ноги, бывают люди психически нездоровые. Господь полагает им особый крест. И когда я не вижу в таких людях отчаяния, а даже особую радость, умение радоваться жизни, тогда начинаю понимать, что многие мои скорби и печали — ничто по сравнению с тем крестом, который дал Господь этим людям. Поэтому радуйтесь и благодарите Бога. Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость.

— Как понимать слова: «Сила Божия в немощи совершается»? Неужели путь к Богу возможен только через страдания, немощи?

— Есть такая народная пословица: «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать». Почему же так? Потому что корнем всякого греха является гордыня, а побеждается она смирением и кротостью. Святые Отцы, идя по жизненному пути, этим вооружались.

Когда человек приобретает смиренное состояние, он становится избранным сосудом Духа Святого. И мы с вами знаем таких великих русских святых, как прп. Сергий Радонежский, прп. Серафим Саровский, прп. Макарий Желтоводский и еще целый сонм святых. Поэтому Господь и говорит, что если ты хочешь быть избранным сосудом благодати Духа Святого, то имей внутреннее смирение. Быть смиренным — это не значит быть безвольным, безынициативным, не интересующимся жизнью. Нужно быть интересным, способным и успешным, какими были наши предки. Богата такими людьми и наша Нижегородская земля, но все это во Христе Иисусе, Господе нашем. И когда человек живет со Христом в сердце, душе, когда не только на словах, но и на деле исполняет заповеди Божии, тогда его жизнь становится гармоничной, радостной, кроткой и тихой. Желаю того и вам.

— Меня крестили в раннем детстве и дали имя по святцам, а всю жизнь я прожила под другим именем. Могу ли я принять крещение второй раз под тем именем, которое я ношу всю жизнь?

— Этого делать нельзя. Даже если так произошло, что крещение вы приняли с одним именем, а носите другое. Крещение дается единожды и на все времена. Потому несите этот крест, в какой-то мере крест невежества и невнимательности тех, кто дал вам другое имя во время крещения.

Существует традиция, что человеку дается имя по святцам, то есть человека крестят с именем того святого, в день которого он родился. А есть и другая традиция, когда младенцу дают какое-то определенное имя. Можно сделать и так. Но вы примите данную ситуацию с любовью, вниманием, как волю Божию. И по этому поводу больше не смущайтесь и не сомневайтесь.

— Простить — это значит понять или просто забыть? Нужно ли прощать тех, кто не раскаялся и не просит прощения? Как научиться прощать, если очень сильно обидели, предали, поступили вероломно?

— Чтобы научиться прощать, нужно самому быть духовно крепким. И первый шаг на пути прощения — найти в себе силы не отвечать злом на зло. Христос говорит в Евангелии: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7,1). Согласно Евангелию, Судья — один лишь Бог. Но значит ли это, что не нужно судить убийцу, насильника, грабителя? Конечно, нет. Человек за свои злые дела должен понести наказание.

Представьте себе: два человека занимаются воровством. Один воспитывался в семье, в которой с детства видел одно воровство, он не знал примера добра. Ему одна мера наказания от Бога. А другой человек воспитывался в честной, благородной семье, его учили добродетелям, все делали для того, чтобы он вырос добропорядочным гражданином, а он возлюбил грех, беззаконие. Он получит от Бога большее осуждение и наказание.

Многие наши соотечественники не знают Евангелия, не просвещены верой Христовой, и нередко диавол имеет на них большое влияние. Они порабощены грехом, их души связаны путами беззакония, и это выражается в их внешних поступках. Поэтому помоги нам, Господи, в отношении к ним иметь терпение и исполнить заповедь прощения.

— Можно ли попасть на прием к епископу, и как? К кому из Епархиального управления можно обратиться с просьбой, предложением или жалобой?

— Попасть к епископу, несомненно, можно. В силу интенсивной занятости я веду прием прихожан по письменному обращению. Обращайтесь, пожалуйста, письменно на мое имя с вопросами, пожеланиями либо в Епархиальное управление. Наш адрес: Нижний Новгород, ул. Суздальская, д. 58. Я или мои помощники обязательно ответят на ваши обращения. Будем вместе трудиться, радоваться, скорбеть и молиться. Богу нашему слава. Аминь.

Задать свой вопрос архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому Георгию можно на православном радио по телефону 46-73-88 и на форуме официального сайта Нижегородской епархии www.nne.ru.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.