Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Владыка Георгий: «Смирение – это готовность все отдать ради Христа»
15:59, 15 февраля 2007

Владыка Георгий: «Смирение – это готовность все отдать ради Христа»

В сложном и многообразном архиерейском служении есть очень важная область: это общение с паствой. Чем важнее служение, тем труднее найти для его исполнения время и силы. Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий поддерживает добрую традицию пастырских поездок и встреч, во время которых он отвечает на самые разные вопросы. Недавно Владыка посетил редакцию радио «Образ», где ответил на вопросы радиослушателей.

– Как в духе православной традиции соотносятся понятия «совесть» и «страх Божий», может быть, это одно и то же?

– Многие думают, что страх Божий – это какой-то ужас, какое-то негативное состояние, в котором человек быть не хочет. А ведь псалмопевец Давид говорит: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12). Страх Божий в церковном понимании – это трепет души, это любовь, благоговение перед Творцом и Создателем. И этому нужно учиться. Как с трепетом мы относимся к некоторым явлениям в жизни, которые не хотим нарушить, потревожить, так и тут, только еще в большей степени. Ведь отношения человека с Богом – это отношения сына с отцом, а не раба и господина. Поэтому Господь и говорит: «милости хочу, а не жертвы» (2 Мф. 9, 13).

Из нашего сердца исходят и добрые, и злые дела. Поэтому мы сегодня и говорим о духовном кризисе. Грех сначала совершается в сердце человека, а потом проявляется в его делах. Светский мир говорит только о следствии, а Церковь говорит о душе, о ее врачевании от греховных мыслей и слов. Краткий, но емкий смысл духовной жизни человека мы встречаем в словах преподобного Ефрема Сирина, которые ежедневно повторяем в дни Великого поста: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу твоему. Ей Господи царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков. Аминь».

– Что такое смертный грех? Какие грехи относятся к смертным?

– В греческом языке грех звучит как «амартия», что в переводе означает «непрохождение», «непопадание в цель». Человек, следуя по жизненному пути, должен прийти к своей цели – наследовать Царство Небесное. Многие думают: я много не согрешил, как-нибудь попаду в Царство Небесное. Нет. Важно попасть в цель. Важно не только и не столько не совершать злых дел, но делать добрые дела. Жить по заповедям Божиим, чтобы не пройти мимо цели, войти в эти узкие врата.

Часто человек считает, что ничего страшного не совершил. Может быть, но он должен знать, что все дела, которые не ведут к наследованию Царства Небесного, не имеют ценности перед Богом. Это и называется «суета сует»: человек много суетится, не хочет идти по пути к Богу и всячески находит себе оправдания.

Святоотеческая покаянная традиция утверждает, что нет человека не согрешающего, каждый грешит. Каждый, идя по жизненному пути, падает во грехах, но надо иметь силу подняться, исповедоваться и идти дальше. Это называется «путь крестоношения». Так мы идем по пути к Богу. Но зачастую человек совершает сознательные грехи. Он знает, что это грех, но в угоду своим плотским утехам, политическим и экономическим амбициям переступает закон. Это подход Иуды, который, зная, что Христос – Бог, тем не менее готов его продать. Вот это и есть смертный грех.

– Говорят, Господь дает человеку по его силам. А если человек умирает, значит ли это, что испытание превышает его силу?

– Как жизнь, так и смерть – великие тайны Божии. Мы не знаем, почему Бог забирает к себе душу человека в то или иное время, особенно скорбно, когда человек заканчивает свой путь в юном или детском возрасте. Но можно предположить два ответа: либо мерзость и беззаконие настолько пропитало человека, что долготерпение Божие иссякло, либо человек уже готов для Царства Небесного, и Господь его призывает.

Многие в наш просвещенный век оценивают свою жизнь с точки зрения земного бытия. Они говорят о том, что мы живем около семидесяти лет, а потом нас ждет тление и прах. За ударом молотка по крышке гробовой доски уже ничего не существует. Но тогда не имеют смысла ни пост, ни целомудрие, ни монашество, ни строительство храмов. Значит, надо есть, пить, веселиться, а после меня – хоть потоп.

Апостол Павел говорит: «…если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). А мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». И Церковь нас учит, что человек рождается из небытия в вечность. Господь наш Иисус Христос вырвал жало смерти и каждому верующему в него даровал жизнь вечную. В этом вся наша христианская жизнь и к этому все мы идем.

Если у человека нет веры в это, то, наверное, с ним невозможно говорить о многих наших христианских устоях, правилах жизни. В Евангелии читаем: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (1 Мф. 25, 34). Господь приготовил для нас Царство Небесное, и наше истинное предназначение – идти туда.

Для православного христианина окончание жизни земной – это рождение в жизнь вечную. Заметьте, Православная Церковь празднует только Рождество Спасителя, Богородицы и великого пророка Иоанна Предтечи. Для всех остальных святых мы празднуем день их кончины или день прославления. Потому что день кончины – это день их рождения в жизнь вечную. И когда наша вера станет такой глубокой, какой она была на Руси всегда, то смерть для нас не будет представлять собой ужаса и безысходности. В этом наша вера, упование и надежда, в этом наша жизнь.

– Как понимать евангельское выражение: «Предоставьте мертвым погребать своих мертвецов»?

– Здесь Господь говорит как раз о тех людях, которые думают только о земной жизни. Сегодня мы нередко поступаем безрассудно. Если наш родственник скончался, мы устраиваем пышные церемонии, ставим мраморные памятники, ухаживаем за могилами, а в храм не идем. А ведь тело уже стало прахом, землей. Должна быть польза для души. А для души нет ничего лучше молитвы. Поэтому мудры те люди, которые отпевают своих усопших, и лучше всего, когда они совершают это в храме Божием. У нас такая благочестивая традиция сложилась в Арзамасе. В Нижнем Новгороде мы, к сожалению, почти не встречаем этой практики. Если есть возможность, то обязательно нужно привезти усопшего в храм Божий и отпеть его там. Кроме того, за усопшего надо подавать милостыню, совершать от его имени добрые дела и просить молитв о нем. Особенно если мы знаем, что усопший вел жизнь не благочестивую.

– Православные традиции всегда призывают нас к смирению. Не мешает ли это сопротивляться обстоятельствам, преодолевать зло, трудности и вообще дерзать в земной жизни, а не только уповать на жизнь небесную?

– Когда мне задают подобные вопросы, я понимаю, что они возникают, к сожалению, от духовной безграмотности. Мы совершенно не понимаем смысловую нагрузку многих церковных терминов и состояний. Нам хочется все упростить и расставить по полочкам. Смирение не означает отсутствие активной жизненной позиции, это не значит безволие. Если такое происходит, то это не смирение. Человек прячется за этим понятием, пытается себя оправдать.

Очень часто смирение проявляют люди активные, успешные, которые занимают в жизни крепкие позиции. Но относятся с терпением к немощам ближних. И когда приходят собственные неудачи, надо не отчаиваться, а успокоить себя, смирить. Это не значит бездействовать. Смирение означает спокойствие души. А часто это трактуется так: «Смириться – значит ничего не делать». Это ложное смирение.

Глубоко святоотеческое понимание смирения – когда человек обладает даром духовного зрения, видения греха, он внутренне успокаивается. Самый яркий тому пример – жизнь батюшки Серафима. Когда мужички из Кременок хотели его ограбить, он в первом порыве взял топор и хотел защититься, но, поняв всю глубину ситуации, опустил топор. Это не безволие, а великая сила духа.

Не стоит упражняться в смирении, если не понимаешь, для чего это нужно. Очень важна мотивация. Как и почему ты это делаешь. Преподобный Серафим был очень крепок физически, но он сознательно взошел на голгофу. Ради Христа. Так же, как мученики шли на крестные страдания. Ведь сколько у нас новомучеников и исповедников Российских XX века! И сегодня мы живем их молитвами и их подвигами.

Конечно, одно из самых тяжелых и страшных гонений претерпела именно Русская Православная Церковь в лице ее священников и епископов. Но было так, что один священник всходил на Голгофу, исповедал Христа, и его убивали, а другой малодушничал и отказывался от своей веры. Так вот мужество и смирение – это все отдать ради Христа. Так что занимайте активную жизненную позицию, радуйтесь жизни, благодарите Бога, и все у вас будет хорошо!

Интервью для православного радио «Образ» записала Полина СТУПИНА

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.