Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Пастырь добрый > Вне звуковых помех
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (159) 19:11, 14 февраля 2019

Вне звуковых помех

Имя настоятеля храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Богородское протоиерея Антония Волкова на слуху не только в Воскресенском районе, но и далеко за его пределами. По итогам 2018 года он стал одним из трех победителей всероссийского конкурса инициативных священнослужителей. Церемония награждения состоялась 29 января в Храме Христа Спасителя на Международном образовательном форуме «Рождественские чтения — 2019».

«Сад музыки»

Яркий человек, интересный собеседник, настоятель прихода, отец пятерых детей. Для любого журналиста такой герой прос­то находка. А потому не удивительно, что к отцу Антонию с просьбой об интервью обращаются нередко. Можно найти пуб­ликации не только о нем, но и от его имени. Краткие рассказы из жизни сельского батюшки, записанные его сыном Григорием, опубликованы в журнале «Фома».

— Я пишу по случаю, систематически — не получается, все время что-то отвлекает. Профессионально этим занимается сын, он студент Литературного института им. А. М. Горького. Литературная обработка рассказанных мною историй приходской жизни — его рук дело.

Не литератор, но профессиональный музыкант, сегодня свои таланты и навыки он употребляет для того, чтобы людям, живущим в глубинке, была доступна классическая музыка. Как помощник благочинного Воскресенского округа по культуре, отец Антоний организовал ассоциацию (содружество музыкантов) «Сад музыки». Под эгидой ассоциации вот уже более пяти лет реализуются уникальные музыкально-просветительские проекты не только в Воскресенском, но и в других районах Нижегородского региона. — Людей, невосприимчивых к музыке, нет, — считает отец Антоний, — просто кто-то в большей степени, кто-то — в меньшей, так же, как у одного человека вкусовые ощущения более развиты, и он может стать дегустатором блюд, а у кого-то — меньше, и он не может. Отличие только в этом. Кроме того, для многих людей постоянная звуковая засоренность пространства вокруг — постоянно включенные телевизоры и радио, музыка в торговых центрах и в транспорте, рингтоны мобильных телефонов — является критичной, срабатывает защита: люди «закрываются», становятся невосприимчивыми к музыке вообще. Мы стараемся всячески пробуждать эту восприимчивость, чтобы музыка стала не просто звуковым фоном жизни, но частью внутренней жизни человека, способствовала духовному возрастанию. В классической музыке есть огромный миссионерский потенциал: не случайно музыка сопровождает богослужение в церкви, не случайно и ангелы именно поют на небесах — при помощи музыки душа становится более восприимчивой к действию Божественной благодати.

Важнейший принцип работы — высокий уровень исполнения: к участию в концертах «Сада музыки» приглашаются высокопрофессиональные солисты и музыкальные коллективы. На афишах ассоциации — имена лауреатов международных конкурсов, заслуженных артистов, преподавателей и даже профессоров ведущих музыкальных вузов России. Отец Антоний, лично участвуя во многих концертах в качестве скрипача и альтиста, и сам старается поддерживать свою исполнительскую форму. Две дочери — Дарья и Елизавета — так же, как и родители, сделали музыку своей профессией: Дарья закончила магистратуру Нижегородской государственной консерватории по специальности «Кларнет», активно занимается преподаванием и исполнительством, является соучредителем ассоциации «Сад музыки» и руководителем части реализуемых проектов. Елизавета — флейтистка, лауреат международных конкурсов, студентка Нижегородской консерватории, ведет активную концертную деятельность, постоянный участник концертов ассоциации.

— Сложилось мнение, что, если играешь в провинции, качество не так уж важно, — говорит священник. — Это, конечно, неправильно, ведь слабым, непрофессиональным исполнением любовь к классической музыке пробудить не получится, скорее, наоборот.

 Вообще, у нас существует порочная традиция пренебрегать своим домом: нам все кажется, что мы куда-то уедем и там будет лучше, а мысль постараться сделать лучше место, где ты живешь, мало кому приходит в голову. Еще кажется, что кто-то должен прийти и что-то сделать, а если не пришел никто, то здесь все плохо и надо уезжать. Из деревни — в город, из города — в Москву, из Москвы — заграницу. И когда люди достигают условного Парижа или Лондона, там они понимают, что везде есть свои плюсы и минусы, и что улучшать жизнь в любом случае придется самим.

— Музыка — это дар Божий, — уверен отец Антоний. — Произведения Моцарта, Баха, других композиторов всегда откровение. Самое важное в музыке — заложенные в ней смыслы. Чудо, что мы можем их воспринять, прочувствовать. Людям доступны разные виды искусства, но музыку среди них выделяет универсальность, ее не надо переводить на разные языки.

Музыкально-просветительские проекты ассоциации «Сад музыки»: «Сельская филармония», «Родные берега», «Память предков», «Музыкальный собор Городецкой епархии» — три года подряд становились победителями грантовых конкурсов «Православная инициатива» и Фонда президентских грантов.

— Когда церковные люди есть в художественных или музыкальных кругах, это помогает людям понять, что Церковь не какая-то резервация, не обособленная организация, а часть общества, и православная культура — часть общей культуры страны. Своими концертами мы создаем положительный образ Церкви в среде творческих людей, — отмечает священник.

Организаторы надеются, что с развитием проекта удастся не только возродить традиции музыкального просвещения в российской глубинке, но и поднять в селе Богородском Казанский храм, настоятелем которого является отец Антоний. Большая по меркам современной деревни сельская церковь долгие годы находилась в плачевном состоянии. Средства на ее восстановление требуются немалые. Поэтому организаторы проекта «Сад музыки» стараются рассказывать о нем слушателям и приглашенным участникам, распространяют информацию в интернете, собирают средства с помощью интернет-платформы коллективного финансирования «Начинание». Так, благодаря неравнодушным людям удалось собрать средства и выполнить противоаварийные работы на своде трапезной храма, восстановить разрушенную кровлю. Кстати, проектная документация для этих работ была подготовлена за счет средств президентского гранта в рамках проекта «Родные берега».

 — Иногда спрашивают: а зачем вам такой большой храм в деревне? — Необходимо его рассматривать как средоточие сельской жизни в целом, и приходской, и культурной, — объясняет «Батюшка года». — В качестве объекта культурного наследия он будет интересен паломникам и туристам. Сам процесс восстановления храма объединяет людей, позволяет взглянуть на глубинку не как на место, где все умирает, а наоборот — где может родиться что-то новое. Да, старинный уклад русской деревни вернуть уже невозможно, но сейчас многие горожане задумываются о переезде в сельскую местность, таких людей становится все больше, и наличие качественной культурной среды в глубинке является для них очень важным.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.