Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Внеслужебная деятельность в годы служения владыки Николая (Кутепова) на Омской кафедре (1963–1969 гг.)
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (224) 15:43, 14 июня 2012

Внеслужебная деятельность в годы служения владыки Николая (Кутепова) на Омской кафедре (1963–1969 гг.)

Мы продолжаем публикацию очерков о жизненном пути митрополита Николая (Кутепова), занимавшего Нижегородскую кафедру в 1977–2001 годах. Молодым епископом владыка Николай нес с 1963 по 1969 годы архиерейское послушание на Омско-Тюменской кафедре в одной из крупнейших на тот период сибирских епархий. Помимо основной служебной деятельности по епархии владыка полагал много трудов на продолжение своего образования в духовных школах, что занимало немалую часть его времени и сил, и принимал посильное участие в общецерковной и миротворческой деятельности Русской Православной Церкви по линии Отдела внешних церковных сношений (с августа 2000 года переименован в Отдел внешних церковных связей — ОВЦС).

Работа над диссертацией

В 1958 году диакон Николай Кутепов окончил Ленинградскую духовную академию, однако ввиду жизненных обстоятельств будущего владыки написание диссертации затянулось на неопределенный срок. И вот в 1965 году, уже епископом Омским, Преосвященный Николай подает прошение в Ученый совет Ленинградской академии с просьбой закрепить за ним тему магистерского сочинения по кафедре истории Русской Церкви —»Тобольские архиереи XVIII столетия и их церковная деятельность в Сибирском крае». Согласно решению Ученого совета от 3 февраля 1965 года, прошение было удовлетворено.

Как отмечается в книге «Святитель земли Нижегородской», владыка «был настроен очень решительно и провел большую работу по сбору материала»: в Тобольском архиве он просмотрел описи по 57 фондам, изучил документы канцелярии епископа Тобольского и Сибирского за 67 лет, ознакомился с документами, хранящимися в Тобольском историческом музее.

За несколько лет им была проделана колоссальная исследовательская работа, однако времени на серьезные научные изыскания и на написание самого магистерского сочинения катастрофически не хватало. А в 1969 году владыка получил новое назначение — на Ростовскую-на-Дону кафедру, и исследование по магистерской теме пришлось прекратить.

Глава делегации

В ноябре 1968 года по решению ОВЦС епископ Омский и Тюменский Николай был назначен главой делегации РПЦ, направленной «в Западную Африку с посещением христианских Советов и Церквей Ганы, Дагомеи, Нигерии, Камеруна, Сьерра-Леоне и Того». Кроме владыки Николая в состав делегации вошли протоиерей Павел Соколовский и священник Борис Удовенко.

Благодаря пространному отчету, напечатанному в двух номерах «Журнала Московской патриархии» за 1969 год, мы можем проследить хронику этого удивительного визита.

Гана

Гана стала первой страной на пути следования православной делегации. Вечером 23 ноября владыка Николай и его спутники прибыли на Африканскую землю. Их встретил вечерний зной — такой, что, как отмечает автор отчета, они «почувствовали себя будто в хорошо натопленной комнате».

В аэропорту столицы Ганы — города Аккры, как и в других странах Западной Африки, гостей из Советского Союза встречали представители национальных Протестантских Церквей этих стран — таких как Методистская, Пресвитерианская, Англиканская и некоторых других, объединенных для решения общих задач в Национальные христианские советы. В Аккре это был генеральный секретарь Христианского совета Ганы пастор Брандфул, обстоятельная беседа с которым состоялась уже на следующее утро. Советские гости встретились и с другими руководителями протестантских конфессий в Гане, с представителями Католической Церкви.

Одной из основных тем для обсуждения на этих встречах неизбежно стало положение Церкви и верующих в Советском Союзе, поскольку, как сказал один африканский журналист, «в мире много кривотолков о жизни Церкви в СССР. Поэтому так важно поговорить непосредственно с ее представителями». Тем более что некоторые из участников встреч как здесь, так и в других странах поначалу вообще удивлялись, увидев священнослужителей из России: веря пропаганде, они полагали, что в СССР Церкви нет, а «храмы остались лишь как музеи, без священников и служб».

Члены делегации очень подробно и обстоятельно рассказывали о деятельности Русской Православной Церкви, о подготовке пастырей, о жизни верующих в России, так что у многих слушателей, по словам главы Христианского совета Ганы, как и у него самого, «в душе произошел переворот».

Как оказалось, в Гане есть и православные. В один из вечеров в гостиницу, где проживали члены делегации, пришли трое молодых людей. Сообщили, что принадлежат к небольшой группе православных (несколько сот человек), появившейся здесь в 1920‑е годы в результате работы православных миссионеров. Владыка Николай порекомендовал неожиданным гостям установить связь с единоверцами из Восточной Африки.

Помимо Аккры русские гости посетили город Тема и небольшой городок Кейп-Кост, где побывали в католической семинарии и познакомились с жизнью простых жителей города, занятых в основном рыбной ловлей и сбытом своего улова в окрестных селениях.

Вечером члены делегации вернулись в Аккру и стали свидетелями удивительного зрелища. Как пишет автор отчета, «словно в Пасхальную ночь мы попали в ограду русской церкви: по обеим сторонам нешироких улиц на столах, прогнувшихся от тяжести щедро наложенных фруктов, овощей и хлеба, тихо мерцали горящие свечи. Это люди после знойного дня занялись торговым промыслом — своего рода вечерний уличный базар по местным традициям».

1 декабря официальная делегация РПЦ присутствовала на инсталляции нового главы диоцеза Англиканской Церкви. В этом церковном мероприятии принимали участие глава военного правительства Ганы генерал Анкра, главнокомандующий армией и вожди местных племен. После торжественной церемонии владыка Николай поздравил нового епископа и сфотографировался с генералом.

Того

В Того делегация РПЦ пробыла со 2 по 5 декабря 1968 года. В числе встречающих россиян в аэропорту столицы страны, города Ломе, был министр иностранных дел этого государства Хунледе, являющийся также одним из руководителей Евангелической Церкви. На приеме в министерстве на следующий день он тепло приветствовал членов делегации и выразил уверенность, что их визит будет широко освещаться в местной прессе.

Образование — одно из главных направлений деятельности Церкви в Того, поэтому на следующий день гости из России посетили столичный колледж, где периодически проводятся христианские богослужения, а большинство преподавателей — протестанты и католики. В этот же день в честь делегации из Советского Союза в главном храме Евангелической Церкви было проведено богослужение, которое, по словам владыки Николая, очень поразило их тогда своей необычностью. Потом был устроен официальный прием. В приветственном слове модератор Церкви сравнил русских гостей с евангельскими мудрецами: «Когда-то звезда привела трех мудрецов к Родившемуся Христу, а теперь она руководит тремя членами РПЦ, которых привела в Того».

Тема положения Церкви и жизни верующих в СССР и здесь была одной из основных. Евангелический пастор сказал, что «слово «Россия» некоторые употребляют как нечто безбожное». Владыка Николай отвечал: «Наша страна столь велика, что когда во Владивостоке утро, в Москве еще ночь. И по мере того как поднимается над страной солнце и движется по ней день, открываются храмы Божии и совершаются в них богослужения».

Дагомея

Утром 5 декабря делегация из СССР прибыла в портовый город Котону на юге Дагомеи, именуемой ныне Бенин. Гости посетили экуменическую пастырскую школу, пообщались со студентами, принадлежащими к разным протестантским конфессиям не только Бенина, но и других стран.

Следующий день ознаменовался визитом в Библейский центр, занимающийся переводом книг Священного Писания на языки местных племен — йоруба и мина, а также на язык фу, на котором говорит половина населения страны.

В последний день пребывания в Дагомее состоялась встреча с миссионерами из небольшой общины Апостольского действия, которая проповедует среди сельского населения, еще никогда не слышавшего евангельского благовестия. В одной из деревень епископ Николай приветствовал вождей местных племен и около 300 человек, подготовленных к принятию Крещения.

После этого делегация посетила еще Нигерию и Сьерра-Леоне и 21 декабря вернулась в Москву. В течение почти месячного пребывания в Западной Африке гостей из России, как отмечается в отчете, «встречали теплые улыбки людей, и все приветствовали их если не словом, так взмахом рук».

Церковная делегация из СССР наглядно показала африканцам, что Церковь в стране жива, что священнослужители окормляют свою паству и в условиях атеистической борьбы продолжают нести Слово Божие своему народу. Поездка в Африку укрепила владыку Николая, увидевшего, в каких сложных условиях местного климата и специфической культуры христианские миссионеры ведут свою ежедневную просветительскую работу, не отступают перед трудностями, не опускают рук. Это придало ему силы продолжать отстаивать свое человеческое достоинство перед омскими властями (см. «Нижегородские епархиальные ведомости» №9 (222), май 2012, стр. 18) и нести благую весть на Омской земле.

Много позже владыка Николай изредка шутливо рассказывал о курьезных случаях, произошедших с ним в этом далеком экзотическом путешествии. Африканская поездка надолго осталась в его памяти.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.