Главная > Без рубрики > Во Христе и в комфорте
«Моя надежда» №2 2019 19:06, 2 июля 2019

Во Христе и в комфорте

Вот она входит в храм, и взоры прихожанок поневоле фиксируют ее искусно составленный образ, небудничную продуманность статусного гардероба, умиротворенный, всем довольный взгляд… Любование, да и только! А если ее сопровождают дети — благонравные, нарядненькие, крестящиеся, если и сама она все делает правильно и уместно — что тут скажешь? Благополучная мирянка… Все-то у нее хорошо: дом полная чаша, с мужем повезло, дети успешны… И разве не такими мы хотели бы быть сами и видеть всех окружающих? Но что-то мешает: то ли зависть, то ли осуждение: неужели же человек, упакованный благами, искренне нуждается в Боге? Может ли христианка без особых страданий и потерь шествовать земным путем? Можно ли угодить Богу, не пренебрегая своим привилегированным положением, и найти компромисс между благополучием земным и небесным, говорим с клириком храма в честь Всемилостивейшего Спаса протоиереем Владимиром Гофманом.

— Отец Владимир, давайте представим себе ситуацию. Важное церковное торжество. Освящение или закладка храма. В первых рядах — первые лица со своими женами. Как правило, именно к ним и приковано внимание многих прихожанок. Возникает невольное сравнение, нередко доходящее до осуждения в связи с их внешним видом и привилегиями. Но ведь отчасти люди правы. Для некоторых статусных христианок православие становится лишь довеском, одним из пунктов внешнего благополучия — так, для полноты чаши… Как относиться к такому явлению и чем таким людям можно помочь?

— Я всегда думал, что внимание собравшихся приковано к действию, которое происходит, а не к тому, кто как одет и где стоит. Чем помочь таким людям? Каким? Которые занимают привилегированное место или тем, кто на них смотрит с завистью? Если первым, то хотелось бы, чтобы они были скромнее и помнили, что все в руках Божиих. Перечитывали бы притчу Спасителя о безумном богаче, который «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12:22). А вторым остается посоветовать всячески избегать зависти — самого недостойного человека чувства. «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20:17). Десятая заповедь – итог всего Закона, данного Господом, — не просто не делай дурного, но и не пожелай этого сделать. В мире во все века были богатые и бедные, и иерархию на небе и на земле устроил не кто-нибудь, а Сам Господь. Довольствоваться тем, что имеешь, — великое дело. К нему надо стремиться всю жизнь. И молиться, чтобы Господь послал в сердце такую благодать.

— В современном обществе многим женщинам свойственен «синдром отличницы», они стремятся преуспеть во всех сферах жизни, сделать все качественно. Быть идеальной мамой, женой, специалистом на работе… На ваш взгляд, желание вкладываться во все сферы жизни на 100 процентов, — это духовное повреждение или его можно использовать и во благо христианского совершенствования?

— Женщин с синдромом отличницы, на мой взгляд, рано или поздно ждет разочарование. Человек не может быть везде первым. Все делать качественно — это хорошо, но как только появляется желание сделать не просто качественно, а лучше, чем у других, подстерегает опасность. Нам нужно уметь расставлять приоритеты. Человек становится христианином с тех пор, как поймет, что главное для него в жизни — Христос. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф 10:37-39). Вот так строго в духовной жизни. Но это еще нужно понять и принять. И тогда только можно стать по-настоящему хорошей мамой, любящей женой, ценным специалистом.

— Среди верующих встречается и другой поведенческий тип, противоположный перфекционизму: человек не стремится преуспеть, любые проявления успешности отметает как пустое и суетное, во всем уповает «на волю Божию». Где грань между честолюбием и тщеславием с одной стороны и иждивенческой позицией по отношению к людям и Богу — с другой?

— Явно, что грань очень тонкая. Но священная история учит нас жизни достаточно ясно. Например, для чего мы читаем некоторые книги Ветхого Завета? Как там воюют филистимляне, амаликитяне и т.д., а евреи странствуют 40 лет по пустыне? Не только же для того, чтобы знакомиться с событиями многотысячелетней давности — это больше интересно для историков. Но не случайно эти книги включены в число канонических, а значит, имеющих важное значение для человека. Они учат нас, что Господь помогает тому, кто действует, кто сам стремится навстречу к Нему. Поэтому уповать на волю Божию хорошо, но в то же время ничего не делать — плохо. Нам заповедано шесть дней трудиться, а в седьмой молиться. Что же мешает так делать? Ничего, кроме нашей лени, оправдание которой мы очень искусно умеем находить.

— Не мешают ли земное богатство и благополучие достигать вершин в духовной жизни? Не случайно подвижники благочестия вставали на путь аскезы, намеренно лишали себя всех земных благ, жили в режиме строгих ограничений: в пище, одежде, общении. Так, святой Алексий, человек Божий, сын сенатора, раздал остатки имущества, оделся в лохмотья и всю жизнь питался подаянием.

— Вовсе не обязательно подобно Алексию, человеку Божию, оставлять дом, молодую жену и лежать под лестницей. Господь всякому подвижнику укажет свой путь, если подвижник искренен. Он может быть, как у человека Божия, а может быть и другим. Мы знаем немало примеров, когда подвижники оставляли все и следовали за Иисусом, неся свой крест. А можно ли оставаться при этом состоятельным человеком? Почему нет? Все дело в отношении к своему достоянию — как оно приобретается, используется, как им дорожит хозяин, как ценит, что для него главное в жизни. Это касается не только материальных ценностей, но и любой внешней привязанности, мешающей человеку следовать за Христом. А в состоянии ли достичь мира в душе бедный человек? Конечно. Если будет к этому стремиться и не впустит в сердце зависть. И ему это сделать нелегко. Но кто же нам обещал легкие пути?

— Как вы думаете, стоит ли состоятельным людям, чтобы не искушать ближних, скрывать свое имущественное положение, одеваться просто, скромно, особенно когда они идут в храм?

— Мне бы не хотелось, чтобы наши читатели подумали, что я учу их, как надо жить, знаю какие-то рецепты правильной жизни. Такого права, способностей да и намерения у меня нет. Я могу только напомнить, как учил Христос. А в данном случае он учил нас не быть фарисеями, не быть лицемерами, быть такими, какие мы есть, и желать большего — стремиться стать такими, какими хотел бы нас видеть Христос. В храм мы идем, чтобы встретиться с Богом. Поэтому одеваемся не так, как на садовый участок, но и не так, как на прием к губернатору или званый обед. Но и скрывать ничего не надо. Каждому есть место в обществе — уж какое Господь дал по способностям, по труду, по образованию. А от нас требуется лишь достойным быть на этом месте. Испытание богатством всегда очень тяжелое. И показ по телевизору жизни представителей шоу-бизнеса, олигархов  — искушение для других людей. Но разве нам кто-то мешает не смотреть такие передачи, не интересоваться «той» жизнью? Мы отличаемся от животных тем, что имеем не только бессмертную душу, но еще и волю, свободу выбора и ответственность за свои поступки как в этой, так и в грядущей вечной жизни.

— Мне приходилось встречать женщин, которые из чувства благодарности Богу ударялись в благотворительность, наряжались в «мать Терезу». Не может ли в такой ситуации возникнуть искушение поставить себя на одну ступеньку с Богом, воспринимать себя как подателя благ, от которого зависят судьбы десятков и сотен людей?

— Искушение всегда может возникнуть. У богатого и бедного, у творящего добро и далекого от благотворительности. Грешен тот, кто превозносится, и грешен тот, кто уничижается. И трудно сказать, кто больше. В обоих случаях это гордыня — очень опасная страсть, проявления которой многообразны. Но для того и существуют храмы Божии, которые мы называем врачебницами, чтобы мы в них находили исцеление, которое дает Врач душ и телес — Христос. Это, я понимаю, общие слова, но ведь так и есть. Если человек (чем бы он ни занимался) участвует в таинствах, регулярно исповедуется (не формально, не по бумажке), причащается Христовых Таин, если он имеет духовного наставника (не «прославленного» псевдостарца, а разумного, добросовестного священника), если он читает Священное Писание и понимает прочитанное, если он учится не у «очень верующих» и все знающих соседок, а у святых отцов, не бегает в страхе от электронных паспортов и прочей чепухи, рисуя в своем воображении скорый конец света, а старается победить в себе склонность ко греху, то он в состоянии будет преодолеть любое искушение. А осознать нужно всего одну простую истину: все, что я делаю, я делаю для Бога. И благополучие мое — от Бога. И возможность творить добрые дела — от Него. И когда я умру, а это обязательно произойдет, я перед Ним буду держать ответ за все, что сделал на земле.

Текст: Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.