Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Все возможно верующему!
«Ведомости Нижегородской митрополии» 7 (163) 15:42, 11 апреля 2019

Все возможно верующему!

Великий пост подходит к концу, а очереди к священникам на исповедь во время воскресных служб не уменьшаются до самого причащения. К сожалению, у батюшек нет возможности уделить каждому исповеднику достаточно времени, чтобы разобраться во всех перипетиях души, подобрать свою схему лечения духовных недугов. В нашей традиционной рубрике мы предлагаем подборку читательских вопросов, не теряющих актуальности в любое время церковного года. Советы даются универсальные, но, возможно, для кого-то они станут отправной точкой для начала работы над собственными ошибками. На вопросы отвечает клирик нижегородского храма во имя Всемилостивейшего Спаса протоиерей Владимир Гофман.

К вере я пришла более 10 лет назад, соблюдаю все посты, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Не раз убеждалась в реальности духовного мира, действия и последствий духовных законов. Но почти на каждой исповеди каюсь в грехе маловерия. Как представлю себя на смертном одре, вся моя вера, закаленная молитвами и постами, вдруг рассеивается. В полный рост встает вопрос: а вдруг за чертой ничего нет, только пустота и небытие? Как укрепить свою веру?

— Всякий верующий рано или поздно осознает, что вера его слаба. И в Священном Писании об этом говорится. «Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро [бесноватый] увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил [Иисус] отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно [дух] бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9:17–24). Как видим, отец бесноватого осознает свое маловерие и просит Христа, чтобы Тот помог ему обрести крепкую веру. Вот и нам следует чаще просить Господа со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию!» И Он обязательно поможет. Ведь и в приведенном тексте есть такие слова: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». Это и для нас — сколько-нибудь хотя бы можем веровать, значит, сможем обрести и безусловную веру — «все возможно верующему»! И еще: есть знаменитое пари Паскаля. Как будто специально для вас. Вот его часть. Если человек верует и после смерти обретает новую жизнь, он многое приобрел. Если он верует, а «там» ничего нет, он ничего не потерял. Чего ж тогда тут страшиться? Вторая часть этого пари о неверующем, который теряет больше, чем приобретает. Но это уже другой случай.

На встрече с психологом мы обсуждали последствия психологических травм. Мне объяснили, что многие проб­лемы со здоровьем возникают вследствие «непрожитых» отрицательных эмоций, их вымещения в бессознательное. К примеру, если ты кому-нибудь завидуешь, то надо не подавлять это чувство как греховное, осуждаемое обществом, а внутри себя «прожить» его в полном объеме. То есть разрешить себе чувство зависти, вдоволь им насытиться, а затем с легким сердцем пойти дальше по жизни. На мой взгляд, эти советы идут вразрез с христианской этикой. Как тогда соблюдать заповеди и не вредить своему здоровью?

— Насытившись, как вы говорите, чувством зависти, вы уже никогда не пойдете по жизни с легким сердцем. Зависть пустит в вашей душе глубокие корни, и вы постоянно будете завидовать. Не всегда мнения психологов и учение Церкви, в частности, о борьбе с грехами, совпадают. Вот Каин, сын Адама и Евы, насытился завистью к брату Авелю и в результате убил его. Так из зависти было совершено первое убийство в истории человечества. Посмотрим, что говорят святые отцы о зависти. Иоанн Кассиан Римлянин: «Чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Святого Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного». Святой Василий Великий: «Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели». Святой Феофан Затворник: «Доброхоты, у которых чувства симпатии и сострадания преобладают над эгоистическими, не страдают от зависти. Это указывает путь к погашению зависти, и всякому мучимому ею надо спешить возбудить доброхотство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом, — тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде, и, с Божией помощью, она совсем уляжется». Из приведенных примеров видно, что святые никак не поощряют допускать в сердце зависть и проживать ее, напротив, советуют всеми силами бороться с этим разрушающим чувством.

Церковь нас призывает хранить свои уши, уста и зрение от слышания и видения развратных мелодий, действий, бесед. Как этот совет воплотить в своей жизни, ведь сегодня мы встречаем соблазны на каждом шагу: интернет, телевидение навязывают развратный контент. Не в лес же убегать? И что в таком случае советовать детям?

— Все знают, что детей от такого контента нужно оберегать, но как это сделать — тут не может быть универсального рецепта. И дети разные, и родители разные. Но соблазны в миру были и будут всегда. Об этом говорил Христос. «Горе миру от соб­лазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную…» (Мф 18:7–10). Вот как строго надо относиться к соблазнам мира! Не случайно Спаситель говорит эти слова, когда к Нему привели детей. Именно их нужно защищать от соблазнов прежде всего. Научить бороться с ними, объяснить, почему то или иное завернутое в красивую бумажку вредно для души, стать самому примером для ребенка в борьбе с грехом. А как это сделать — каждый родитель должен найти к заветной дверце свой ключик. Господь поможет, если Его искренне просить. К сожалению, мы часто сами заблуждаемся. Хотим, чтобы наше чадо и в миру было преуспевающим, и в то же время христианином истинным. А возможно ли это? Разве все блага мира обещал Своим последователям Христос?..

Всю жизнь я ощущаю себя как на старте, будто всегда с кем-то соревнуюсь: в ведении хозяйства, устроении очага, в соблюдении здоровья и внешнего вида, в воспитании детей, выполнении служебных заданий. И очень часто соревнования заканчиваются не в мою пользу. Как избавиться от этого тягостного чувства и начать жить, не сравнивая себя ни с кем?

— Начать надо с самого начала, как говорится. А начало всякого христианина — Евангелие, Благая весть Господа нашего Иисуса Христа. И вот Он говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф 16:26–28). Только Евангелие не должно быть для нас отвлеченным чтением. Это не простая книга, которую мы прочли и поставили на полку. Евангелие — руководство к действию для каждого человека, независимо от времени, в котором он живет. Это мне говорит Христос, что нет ничего важнее спасения души в вечности, это мне Он оставил заповеди, как вехи на пути к спасению. Что по сравнению с этим значат какие-то наши соревнования, наши усилия быть первыми в приобретении земных благ, которые ничего не стоят, если мы ставим достижение их на первое место?! А для чего же тогда живет человек? На этот вопрос ясно отвечает апостол Павел в послании к римлянам: «а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — [всегда] Господни» (Рим 14:8). Наша главная победа — жить для Господа и умереть для Него. Вот так все просто и необыкновенно сложно. Но нам ведь никто легкого пути и не обещал.

Я человек общественный, всегда во всем участвую, стремлюсь помочь, когда просят, а мой муж, напротив, предпочитает сидеть дома, чтобы его никто не трогал. Его позиция мне кажется эгоистичной, но не знаю, как внушить ему, что нельзя взращивать в себе мещанский дух, заниматься только своей жизнью, ведь Евангелие призывает нас подтверждать свою веру делами, заботиться о ближних.

— Есть только один путь — личный пример. Если вы пытаетесь внушить кому-то и мужу, в частности, что нужно жить по-другому, в лучшем случае, вам не нагрубят. Но если окружающие вас и ваш муж, прежде всего, видят, что вы бескорыстно, не по обязанности, а по велению сердца делаете добрые дела, и от этого становитесь спокойнее, добрее, смиреннее, радостнее — лучше других, неверующих людей, — всякому захочется быть с вами. Не обязательно повторять то, что делаете вы, но по мере своих сил быть ближе ко Христу. Да, апостол Иаков в своем послании говорит: «хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иак 2:20). Это, безус­ловно, так. Но никого нельзя заставить насильно делать добрые дела. Во всяком случае, это будет не по-христиански. И тот, кто их делает, делает не напоказ, а потому, что не делать их не может.

Наша жизнь имеет такую скорость, что еле успеваешь выполнять самые необходимые дела на работе и дома. Вследствие такого ритма у меня почти никогда не бывает мира, тишины и спокойствия в сердце. Как уравновесить свое духовное состояние?

— Прежде всего, остановиться до того, как остановит «скорая помощь». Человек ведь сам позволяет втянуть себя в этот ритм. Мы, к сожалению, не умеем и не хотим расставлять приоритеты. И не просто приоритеты — что сделать раньше, а что позже, но определить для себя главное — для чего мы живем на этом свете. Если для того, чтобы выполнить работу и оставить потомство, то возникает вопрос: чем мы отличаемся от животных? Или мы все же в мире для чего-то более важного?

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.