Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Всем ли становиться учителями?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 24 (180) 17:03, 27 декабря 2019

Всем ли становиться учителями?

Тема «учитель — ученик» — одна из основополагающих в Священном Писании. Апостолов Христос назвал Своими учениками. В нашей будничной жизни мы часто оказываемся в роли воспитателей и воспитанников, порой невольно. Всегда ли стоит принимать советы других, и как самим воздержаться от поучений? На вопросы наших читателей отвечает настоятель Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

Может ли ученик сомневаться в своем учителе и спорить с ним, отстаивая свою точку зрения?

— О каком учителе и о каком ученике вы спрашиваете? В реальной жизни или в духовной? В практической или религиозной? Вопрос вы задали священнику, поэтому отвечаю об учительстве в Церкви Христовой. Здесь, как известно, Господь наш Иисус Христос — первый Учитель и единственный. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф 23:8). Но Он же сказал апостолам: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их блюсти все, что Я заповедал вам» (Мф 28:19–20). То сеть апостолам Сам Бог дал способность и власть учительства. От них она перешла к епископам и священникам. Мы знаем таких учителей Церкви как святые Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов. В наше время учить в Церкви имеют право катехизаторы. Конечно, они, в прямом смысле, не учители, а передатчики уже готового учения. Могут ли спорить с ними ученики? А почему нет? Если это взаимообогащающий диалог, а не проявление невежества и гордыни, то такой спор не только допустим, но и полезен. Но лучше не называть это спором. Право на свою точку зрения имеет всякий компетентный в данной теме человек.

Одно могу сказать: как можно сомневаться в своем учителе? Допустить, что он ошибается в чем-то — да, но сомневаться — нет. А если имеется сомнение, то это уже не учитель, точнее, вы уже не его ученик.

Учусь на педагога. Периодически наблюдаю, как соседка грубо обращается со своим ребенком. Может накричать на него, даже нецензурно обругать. Допустимо ли сделать ей замечание?

— Нам все позволительно, говорил апостол Павел, но не все полезно (1 Кор 6:12). Неужели вы думаете, что женщина, нецензурно ругающая своего ребенка, услышит вас и образумится? Скорее всего, она ответит вам той же бранью. Советы давать имеет смысл тем, кто их спрашивает. Ну, и про бревно в своем глазу забывать не стоит (Лк 6:42). Многое зависит, разумеется, от конкретной ситуации. Поступайте так, как вам подскажет сердце. Едва ли тут уместны какие-либо рецепты.

Часто смотрю программы и слушаю выступления священнослужителей, в том числе монашествующих, на тему воспитания. Часто в комментариях читаю критические замечания, что советы по воспитанию и семейной жизни исходят от людей, которые сами этой стороны жизни не коснулись и удалились от мира. Справедливы ли такие замечания?

— Добрый совет может дать всякий: и мирянин, и священник, и монах. Конечно, я думаю, монахи лучше могут научить уеди­ненной монашеской жизни в молитве о личном спасении, а «белые» священники — мирской. Но и среди монашествующих немало таких, кто хорошо разбирается в проблемах семейной жизни, некоторые и сами имели когда-то семьи. Примером могут служить наставления и советы оптинских старцев. Всегда надо помнить, что нельзя любой совет считать обязательным к исполнению. Человек свободен и вправе, прислушиваясь к советам, сам принимать решение.

Особенно распространена ошибка, мол, уж в монастыре-то дадут правильный, богоугодный совет. Не всегда это так. Немало псевдостарцев, любителей учить тому, в чем сами не разбираются. В лучшем случае, они говорят прописные истины или дают елейные, далекие от жизни наставления, в худшем — несут чушь несусветную. Слушая рассказы о таких наставниках, диву даешься, откуда столько глупости берется — и у того, кто ее говорит, и у того, кто ее слушает. Кто мешает человеку открыть умные книги как светских, так и православных авторов, по семейной психологии, о воспитании детей? Кто мешает задать вопрос опытному священнику, у которого есть жена и дети, в храме через дорогу? Кто гонит за тридевять земель к невежественному в вопросах семьи монаху? Что ждет он там услышать? «Разводитесь, и оба — в монастыри»? Разумеется, есть исключения, но очень редкие, к сожалению.

Кто учит будущих священников? Какие требования предъявляются к наставникам в духовной семинарии?

— Семинария ориентирована на подготовку священнослужителей, которые несут свое служение непосредственно на приходах. Во время обучения в семинарии молодой человек определяется, хочет ли он дальше заниматься наукой или будет священником или дьяконом. Те, кто хочет идти на приход, после семинарии поступают в распоряжение своего правящего епархиального архиерея. А студенты, желающие углубить знания, едут в академию. Обучение ведут как опытные, так и молодые специалисты по учебным дисциплинам, в основном, окончившие духовную академию, кандидаты и доктора богословия. Чему учат? Предметы самые разные: Священное Писание, основы духовной жизни, литургика, каноническое право, история, гомилетика — наука о проповеди. Светские науки — педагогика, психология, информатика, но, конечно, с религиозной спецификой. Привлекаются к процессу обучения и светские специалисты по некоторым дисциплинам: иностранным языкам, философии, литературе, риторике, стилистике и другим. Как и к любым педагогам, к ним предъявляются достаточно высокие требования. Прежде всего, хорошее знание своего предмета. Кроме того, воспитатели будущих пастырей призваны и сами быть глубоко религиозными людьми с высокими духовно-нравственными качествами. Думаю, это очевидно.

В одной из паломнических поездок мама подружилась с одной женщиной. Теперь от  нее часто можно услышать: «А вот Нина сказала то-то», «Нина сказала, что правильно…» Эта Нина приходит к нам домой и учит мою маму, как молиться, как общаться с коллегами, как поступать, причем ее советы, касающиеся Церкви, из разряда суеверий. Как оградить маму от чужого влияния?

— Случай нередкий. Под влияние таких «ультраправославных», к сожалению, попадают многие неуверенные в себе люди. Что можно посоветовать? Подберите для мамы хорошие книги (кстати, на ярмарках, да порой и в церковных лавках под обложками православия полно различного оккультного бреда), а также аудио- и видеопроповеди и лекции разумных богословов и проповедников, а не безумных псевдостарцев, подменяющих религию магией. Включите ей современный художественный фильм «Язычники», как раз на вашу тему — как может это самое ультраправославие ломать человеческие жизни. Если ваша мама — человек думающий, то сможет освободиться от влияния горящей не по разуму «наставницы». Это нелегко, потому что суеверие крепко сидит в сознании, наряжаясь в одежды православия. Господь оставил нам Евангелие, чтобы мы общались с Ним без всяких посредников. Евангелие должно стать нашей главной книгой. Он дал нам заповеди, которые мы призваны исполнять. Апостолы Христовы, святые отцы, учители Церкви поделились с нами мудростью. Что еще надо? Только милосердное сердце и трезвую голову.

Несколько лет работаю катехизатором. Чувствую, что устала, уже нет желания что-то объяснять, доказывать. Как защититься от «выгорания»?

— Эмоциональное выгорание свойственно людям как светским, там и церковным. В Международном классификаторе болезней (МКБ‑10) этот синдром отнесен к болезням с общим названием «Проблемы, связанные с трудностями организации нормального образа жизни» и определяется как «переутомление, истощение жизненных сил». Психологи называют причины выгорания: постоянный стресс, обесценивание близкими или руководством результатов труда человека, существование в состоянии постоянного напряжения из-за конфликтной или просто некомфортной психологической обстановки, невозможность или нежелание соблюдать режим труда и отдыха, большой объем работ и постоянная загруженность различными заданиями, повышение взятых на себя обязанностей и другие. А если человек к тому же еще и совестливый, с повышенным чувством ответственгности, выгорание неминуемо. Всегда у такого будут задания, которые нужно выполнить «срочно», потому что «это важно», а «кроме меня некому это сделать»… Выбирайте из этого перечня причину вашего состояния и постарайтесь ее устранить. Кроме вас никто этого не сделает.

Кого называют учителями Церкви?

— Отцы и учители Церкви — так в христианстве называют выдающихся богословов и церковных деятелей, сыгравших важную роль в развитии христианской догматики и организации Церкви и выразивших церковное учение и свой христианский духовный опыт в особенно ясной, глубокой и убедительной форме. Один из первых списков выдающихся отцов Церкви был приведен императором Юстинианом I на заседании V Вселенского собора (553) и утвержден этим собором. В него вошли 12 отцов Церкви (8 восточных и 4 западных): святители Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский, Амвросий Медиоланский, Лев I Великий, Августин, а также Феофил Александрийский и Прокл Константинопольский. Имя «учителя Церкви» имеет два значения. Во-первых, оно прилагается к знаменитейшим из отцов Церкви (святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту) как особо почетное звание («великий вселенский учитель»). Во-вторых, к выдающимся церковным писателям, известным своей образованностью, подвижнической жизнью и уважением в Церкви, хотя и не причисленным к лику святых, например, Клименту Александрийскому, Оригену, Тертуллиану, Лактанцию, Феодориту Кирскому.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.