Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Вспоминая 1000-летие Крещения Руси. Часть I
«Ведомости Нижегородской митрополии» 13 (25) 15:30, 11 июля 2013

Вспоминая 1000-летие Крещения Руси. Часть I

Сегодня, в канун 1025-летия Крещения Руси, мы вспоминаем  празднование в 1988 году 1000-летия Крещения нашего государства и участие в этом великом событии управляющего Нижегородской епархией Преосвященного Николая (Кутепова), тогда архиепископа Горьковского и Арзамасского, о чем рассказывают ценные фотографии, сохранившиеся в личном архиве приснопамятного владыки.

Широкое празднование

Еще 23 декабря 1980 года Священный Синод постановил «начать подготовку к празднованию Русской Православной Церковью предстоящего великого юбилея». Предполагалось, что празднование будет строго внутренним церковным торжеством. С 1986 года, с постепенным пересмотром государственной политики в отношении религии и прав верующих граждан, в СМИ начали появляться материалы о репрессиях в СССР, о Русской Церкви как хранительнице народной культуры и духовности, об Оптиной пустыни, судьбе Храма Христа Спасителя, других уничтоженных святынях. А 1988 год стал переломным в общественном восприятии Церкви и ее роли в истории России.

Генеральная ассамблея ЮНЕСКО призывала «отметить 1000‑летие введения христианства на Руси как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре».

Празднование проходило летом 1988 года во всех национальных республиках Советского Союза, во многих городах страны — Ленинграде, Киеве, Львове, Харькове, Минске, Владимире, Арзамасе и, конечно, в Москве. Советские власти выпустили 500 тысяч экземпляров Молитвослова и 100‑тысячный тираж Священного Писания Нового Завета, о чем в прежние 70 лет и подумать было невозможно.

Мероприятия церковного празднования транслировались по центральному телевидению и широко освещались в местной, республиканской и союзной прессе. Были организованы торжественные концерты в Большом театре и на главных сценах республиканских столиц и крупных городов России.

Незадолго до торжеств Русской Православной Церкви были переданы значимые для нее обители: Козельская Введенская Оптина пустынь (Калуга), Толгский монастырь (Ярославль), Даниловский монастырь в Москве. Частично была возвращена Киево-Печерская лавра (Дальние пещеры и наземные сооружения). Кроме того, Церкви были возвращены ее святыни, долгое время находившиеся на хранении в музеях Московского Кремля — такие как частица Креста Господня и камни Гроба Господня, десница святого апостола Андрея Первозванного, глава святителя Иоанна Златоуста, частицы мощей святых князей Владимира и Александра Невского.

На торжества 1000-летия Крещения Руси в Советский Союз съехались более 500 гостей со всего мира, в том числе главы и представители почти всех Православных Поместных Церквей, кардиналы Римско-Католической Церкви, главы протестантских церквей, Англиканской Церкви, церковные иерархи из Америки, Азии и Африки.

Закат эпохи

Однако путь к «повторному Крещению Руси», как потом стали именовать это событие 1988 года, был тернистым. Фундамент для празднования священноначалие стало готовить еще в 1970‑е годы, однако тогда предложение церковных иерархов в советском правительстве восприняли с прохладцей, поскольку подобный поворот дел означал бы, что власти признают: христианство оказало положительное влияние на историю советского народа. Только к середине 1980‑х это стало восприниматься как реальная перспектива.

Полномасштабное празднование сделали возможным несколько важных факторов. Во‑первых, на закате брежневской эпохи советская власть стала более лояльной по отношению к Церкви, выполнявшей роль миротворца в отношениях с капиталистическим миром. Церкви тогда на Западе доверяли, а вот партии и советскому правительству — нет.

А во-вторых, отмечать тысячелетие Крещения Руси собирались все зарубежные митрополии Православной Церкви, и проигнорировать это событие СССР просто не мог, поскольку иначе Кремль продемонстрировал бы всему миру, что в Советском Союзе свободы совести, декларируемой годами, просто нет. Известно, что на праздновании 1000‑летия Крещения Руси присутствовало 211 делегаций из 89 стран, было аккредитовано 1100 журналистов, из них 446 — иностранных.

В 1987 году в Москве произошла ключевая встреча: генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял у себя Патриарха Пимена. Константин Харчев, бывший в 1984–1989 годах председателем Совета по делам религий при Совете Министров СССР, вспоминал, что «православные иерархи на протяжении многих лет просили об этом», тем более что в последний раз такая встреча проходила более 40 лет назад — в 1943‑м, когда в самый разгар Великой Отечественной Иосиф Сталин пошел на сближение с Церковью, чтобы укрепить дух советского народа.

Нынешняя встреча ознаменовала собой желание власти сделать жизнь в Советском Союзе более либеральной и послужила сигналом для партийных и советских органов, дозволяющим освещение празднования юбилея как общенационального мероприятия.

Начало возрождения

Денег на проведение юбилея государство не выделило. Впрочем, это не слишком огорчило священнослужителей, поскольку, как отмечал наш нижегородский владыка Николай, «проблем с финансами не было — у Церкви их было достаточно для этого». Кроме того, власти уже не чинили препятствий для регистрации новых приходов, хотя старые храмы отдавали в руки Церкви по-прежнему с большим скрипом. Особенно это касалось зданий, которые занимали научные учреждения, музеи или государственные конторы, как это было в случае со зданиями Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде.

По первой программе центрального телевидения тогда показали большой концерт братского хора Троице-Сергиевой лавры под управлением архимандрита Матфея (Мормыля). Сам этот факт был просто невероятным, но когда знаменитый хор выводил на разные голоса «Яко с нами Бог», люди старшего поколения, помнившие еще годы хрущевских гонений, так и говорили — «Хрущев уж теперь в гробу переворачивается».

По словам владыки Николая, уже до юбилея, а особенно после него контроль власти над Церковью значительно ослаб. С этого времени стало возможным возрождение церковной жизни и в Русской Церкви в целом, и в епархиях, в частности — в Горьковской.

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.