Главная > Календарь > Встреча древнего мира с христианским
«Ведомости Нижегородской митрополии» 3 (183) 15:58, 14 февраля 2020

Встреча древнего мира с христианским

Из великого множества встреч, описанных в Евангелии, одна оказалась столь знаковой, что легла в основу двунадесятого праздника христианской Церкви: встреча Богомладенца Иисуса праведным старцем Симеоном ознаменовала собой встречу двух Заветов: Ветхого и Нового.

Предыстория описанного исторического события такова. В III веке до Рождества Христова египетский царь Птолемей, основатель знаменитой Александрийской библиотеки, пожелал собрать в ней писания всех покоренных им народов в переводе на греческий язык, бывший тогда во всеобщем употреблении. Иудея в то время была под властью Египта. Чтобы исполнить волю царя, Синедрион избрал 70 искусных переводчиков — «толковников».

Среди них был и праведный Симеон. Занимаясь переводом книги пророка Исаии, Симеон увидел слова: «Се Дева во чреве зачнет и родит Сына» (Ис 7:14) и усомнился, как дева, то есть девственница, может родить. Думая, что в текст вкралась ошибка, он хотел вместо «дева» написать «жена», но явившийся Ангел Господень удержал его руку, говоря: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня». С этого времени Симеон жил ожиданием пришествия Христова, жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу.

Евангелист Лука описывает таинственную Встречу, которую Симеон ждал так долго: «Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2:25–35).

Вознося свое прошение к Богомладенцу, Симеон оставил нам на все времена свою вдохновенную песнь «Ныне отпущаеши…», которая в воспоминание об этом евангельском событии звучит в православном богослужении каждый день. Песнотворцы, многократно на протяжении службы цитирующие ее, приглашают и нас, молящихся, прий­ти и «Божественными песньми» Христа встретить и принять Его, «Его же спасение Симеон виде».

Исполненный пророческого духа, праведный Симеон изрек удивительные слова: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий…» Можно сказать, он подвел черту, обозначил некий рубеж в человеческой истории. Впредь, во все времена, никто из услышавших о Христе не сможет остаться безотносительным к Нему. Либо человек принимает Евангелие Царствия, становится Христовым, либо он становится врагом Христа. Сохранить нейтралитет никто не сможет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк 11:23).

Обращаясь к Пречистой Деве, праведный Симеон сказал: «И Тебе Самой оружие пройдет душу…» Впоследствии, стоя при Кресте Распятого, Пресвятая Богородица испытала всю горечь слов Симеона, сказанных Ей. Лицезрение страданий Божественного Сына и было тем оружием, которое пронзило материнское сердце.

Подготовила Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.