Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Вторая родина отца Иоанна
16:23, 24 октября 2008

Вторая родина отца Иоанна

Виля — старинный рабочий поселок, расположенный недалеко от одного из центров нижегородской металлургии — Выксы. Здесь, в вильском Никольком храме, служит протоиерей Иоанн Иванчин. Приехав сюда 11 лет назад, он сразу почувствовал что-то родное — как приехал на родину… Суровая природа здешнего края роднит его с псковской землей, где под началом маститых старцев проходила юность будущего священника. А может быть, просто все сельские приходы похожи?

— А жили в селе Старое Эштебенкино, что в Самарской области, — вспоминает протоиерей Иоанн. — Родители у меня были верующие. В роду у меня были и священники, и  церковнослужители. Храм в нашем селе был деревянный, красивый, народу в нем собиралось много… После революции его закрыли и потом сожгли…

В Эштебенкине у отца Иоанна остались родственники, но сам он там с детства больше не был, а вот отец, Петр Маркелович, не только побывал, но и сам возрождал храм.
— Дело в том, что когда мы переехали в Печеры, — говорит смой собеседник, — свой дом отдали под молельный дом. Плотник по профессии, человек богобоязненный, он считал своим долгом восстановить в своем родном селе храм.

Сегодня, посещая вместе с детьми из воскресной школы на Рождество больницу и детский сад, отец Иоанн вспоминает давние времена своего деревенского детства.

— На Рождество был у нас такой обычай — ходить по домам петь, — рассказывает отец Иоанн. — Мы пели тропарь, кондаки, коротенькую колядку. Народ был очень приветливый, гостеприимный. Встречали в каждом доме с радостью — даже в домах, где хозяева были коммунистами, неверующими. Но мне все-таки кажется, что они внутренне веровали, потому-то и относились к нам, детям, и нашему пению очень приветливо. А мы, конечно, ходили во все дома без разбора… Праздник же!

В Печерах

В 1967 году Епанчины переезжают в город Печеры Псковской области, знаменитый своим древним Псково-Печерским монастырем.
— Обитель произвела на меня невыразимое впечатление, — продолжает отец Иоанн. — Она никогда не закрывалась, поскольку до 1940-х годов находился на территории Эстонии. Потом граница передвинулась. И рассказывают, что в конце войны одному летчику был дан приказ: бомбить монастырь, стереть его с лица земли. Он поднял самолет в воздух, искал монастырь, но не мог найти. Кругом только лес и лес… После войны этот летчик приезжал в обитель. Он уверовал, поняв, что это Матерь Божия сохранила монастырь от разорения.

Духовником монастыря был Иоанн (Крестьянкин) (+2003), и уже тогда к нему приезжали духовные чада со всей России и из других мест. Он всем отвечал, всех наставлял. И в жизни семьи Иванчиных старец общение со старцем имело большое значение.

— В Печеры мы переехали по благословению старца, и с тех пор всякое дело совершали только по его благословению. От него исходила благодать, и он всем дарил радость. С какой бы тяжестью на душе, с каким горем к нему ни приходили люди, покидали его с радостью на душе. Был он поистине свет миру. Были встречи и в последующие годы.
Он мне дал все, что может получить священник от своего духовного отца, — вспоминает отец Иоанн. — Это не выразить словами, можно только почувствовать. Он учил, как перебарывать неприятности, прибегать в таких случаях к Господу Богу, просить у Него милости, понимая, что все беды посылаются по грехам нашим для нашего вразумления. Приезжая к отцу Иоанну, я старался внимать каждому его слову. Мы с ним переписывались, поздравляли друг друга на праздники. Эти весточки были для нашей семьи очень важны. Последняя наша встреча была за год до смерти старца.

Призвание
— Родители меня с малых лет воспитывали в том духе, чтобы я стал священнослужителем, — вспоминает мой собеседни. — С малых лет я помогал в алтаре, но желания связать жизнь со служением Церкви у меня поначалу не было. И на этот путь меня наставили священники.
Первым наставником и учителем на церковном поприще стал священник Николай (Кузьмин)(впоследствии архимандрит). К тому времени он закончил семинарию, ленинградскую духовную академию, участвовал в духовной миссии в Иерусалиме.

— Он учил меня всем предметам, которые сейчас проходят в духовных училищах, — продолжает свой рассказ отец Иоанн, — а когда я закончил среднюю школу, то пригласил меня пономарем в храм, в котором сам был настоятелем. Это была Иверская церковь села Кулье, что на берегу Псковского залива.

Впоследствии после службы в армии по благословлению митрополита Псковского Иоанна Ивана Иванчина оформили псаломщиком в Никольскую церковь села Пониковичи, где он служил три года, а потом еще год был псаломщиком в Троицкой церкви села Залесье.

— Служба на приходе совершалась утром, а вечером на всенощной я всегда пел в братском хоре Псково-Печерского монастыря. Это была школа воспитания христианского благочестия, познания церковного устава, службы.

Здесь, на службе, он познакомился и с будущей супругой и матушкой — Валентиной Вениаминовной.

— Матушка моя тоже из благочестивой семьи, — рассказывает мой собеседник. — Она работала в Чебоксарах во Введенском кафедральном соборе, ходила в храм, а потом ее пригласили и в хор. А познакомили нас паломники из Чебоксар, с которыми она приехала к нам в Печерскую обитель. Она видела меня в хоре, но мы были чужие люди. Познакомились, и вскоре по благословению духовного отца Иоанна, я поехал в Чебоксары свататься. И мне было счастье, что Бог дал мне такую матушку.

Матушка Валентина разделила с супругом-священником все тяготы переездов, служения на дальних деревенских приходах. И сегодня она ведет большое домашнее хозяйство, а также является первой помощницей во всех приходских делах: руководит хором, преподает в воскресной школе.

Церковь — центр села
Здешний храм привлекает внимание каждого попадающего в Вилю. Он построен «тщанием заводчика Ивана Родионовича Баташева». Его строительство началось ровно сто лет назад — в октябре 1808 года, а спустя два года были освящены престолы: главный — в честь св. Николая; правый — в честь иконы Божией Матери «Знамение» и левый — в честь Серафима Саровского. Богослужения в храме продолжались до октября 1937 года. Иконы были вынесены, вся церковная утварь разграблена, окна выбиты… Даже чугунная ограда была снесена, разобрана и расхищена. Много лет храм простоял заброшенный: тогдашние власти не могли найти ему «применение»…
Нынешний настоятель, занятый восстановлением храма, по частицам собирает сведения о былом убранстве Никольской церкви.

— К сожалению, не сохранилось архивных документов, — рассказывает настоятель. — Но старожилы помнят великолепные фрески, огромное вращающееся паникадило, наверное, метра два в диаметре, и большой колокол, звон которого на всю округу было слышно.

Почти восемьдесят лет храм находился в запустении. Богослужения не проводились, но, приехав сюда, отец Иоанн сразу почувствовал, что и нынешнему поколению передались традиции прежнего благочестия.
— В этой местности долгое время жили монахини выксунского Иверского монастыря, — рассказывает мой собеседник. — Когда обитель закрыли, они расселились по селам, вели церковный образ жизни. Тогда в Виле уже не было священника, храм был закрыт, но многие люди молились на дому, отмечали церковные праздники. И живущие среди сельчан монахини стали глашатаями в этом деле, хранителями традиции: они знали церковный устав, знали, как можно мирянам без священника совершать панихиды, совершали обедницы.

«Приход хороший»

Благодаря энтузиазму будущих прихожан, в основном старушек, и финансовой поддержке Выксунского металлургического завода храм был восстановлен из руин. И вот 25 октября 1995 года викарий Нижегородской епархии епископ Иерофей совершил здесь первую после десятилетий запустения Божественную литургию.

Работа по восстановлению храма сплотила будущих прихожан. И теперь здешняя община ждали постоянного священника — писали прошения митрополиту Николаю (Кутепову) (+2003). Для самого же отца Иоанна назначение в Вилю стало неожиданностью. Тогда об этом поселке он ничего не знал. Этим и объясняется первая реакция:

— Я попросил благословения у владыки Николая посмотреть, что за приход, — вспоминает настоятель. — А он мне и говорит: «Я тебе как другу приход вверяю… Верь мне. Приход хороший». И выдает указ.

— Люди встретили очень хорошо, — продолжает мой собеседник. — Меня встретили работники. Они сразу пригласили старосту, казначея. Те бросили все свои дела, хоть и были на работе, пришли, тепло встретили.
Первое богослужение на новом месте отец Иоанн провел на отдание Пасхи. Был приятно удивлен, что пел хор из 12 человек.
— Сначала могло показаться, что они пели неправильно, но оказалось, что у них был свой местный напев, — вспоминает настоятель. — И когда матушка переехала сюда, ей оставалось его немножко подправить и вкоренить здесь традиции пения Псково-Печерского монастыря.

Особое попечение настоятеля — устройство иконостаса. Его изготовление — дело рук многих людей — специалистов-резчиков, плотников, иконописцев. Как удалось найти мастера — особая история, достойная отдельного рассказа. Кстати, фотографий прежнего иконостаса не осталось, но судить каким он был, мы можем по сохранившимся иконам верхнего ряда.
— Этот ряд сохранили прихожане, — говорит настоятель. — Иконы немного пострадали от времени, но мы постараемся реставрировать их в том виде, в каком они были.

Событием в жизни молодого прихода стал приезд правящего архиерея. Владыка Николай приезжал сюда в 1998 году на празднование 200-летия поселка Виля. В тот день он отслужил в Никольском храме Божественную литургию и рукоположил во диакона старосту прихода Сергия Канаева. Диакон Сергий — человек, которого здесь, в поселке знают все. Именно он с первых дней занимался восстановлением храма, создавал общину и всегда имел большое желание быть церковнослужителем.

По воскресным и праздничным дням в храме особенно многолюдно, а в хор вливаются выпускники воскресной школы.
— Состав наших прихожан за эти годы помолодел, хор тоже постепенно обновляется, — говорит настоятель. — Старенькие наши прихожане уходят, и на их место встают их внуки и дети. И матушка старается привлекать их на хор, на пение, на чтение. Они постепенно втянулась в церковную жизнь. Что может быть отраднее для настоятеля?

«Остров»

— Хорошо, когда священник долго служит на одном приходе, — говорит отец Иоанн. — И для священника и для прихожан. Мы принимаем паству, и за нее мы отвечаем перед Богом: как мы их окормляли, как мы их вели по пути к Богу. Для меня здесь примером является жизнь залитского старца протоиерея Николая Гурьянова (+2006), который всю жизнь служил на одном приходе — в небольшом храме на острове.

…Образ острова, ставший символичным в современной православной культуре благодаря одноименному фильму приобретает здесь, в русской глубинке, особый, новый смысл. Таким «островом», населенным близкими по духу людьми, для протоиерея Иоанна Иванчина стал затерянный среди лесов и болот поселок с причудливым названием Виля. За 11 лет служения батюшка стал здесь своим. Люди постоянно обращаются с вопросами, приглашают на требы. Он постоянно в делах и  заботах, которых, подчас, даже не могли представить предшественники.
Меняется облик старинного поселка, меняются, постепенно становятся ближе к Церкви, проникаются доверием к священнику люди.
— Начиная от заготовки дров и уборки, все хозяйственные дела прихода совершаются с помощью сельчан,— говорит настоятель. — Помощь храму — это неотъемлемая часть церковной жизни и жизни поселка. Вот только один пример: в прошлом годы мы делали ремонт. Можно без преувеличения сказать, что ремонт этот сделали с помощью народа: частные предприниматели внесли финансовую лепту, остальные трудились, но все без исключения помогли, даже те, кто по каким-то причинам не бывает в храме или редко бывает.

…Нынешний год особенный для отца Иоанна. Совсем недавно, 18 октября он принимал поздравления с 50-летим, а неделю спустя, 25 октября, состоится освящение нового храма в соседнем с Вилей селе Проволочное. На вильской земле восстанавливаются храмы, а это значит, что жизнь продолжается.

Алексей КИСЕЛЕВ