Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Церковь и культура > Загадка жеста
«Ведомости Нижегородской митрополии» 22 (154) 15:42, 22 ноября 2018

Загадка жеста

«Молитва должна быть как родной язык». После этой фразы должен стоять какой-то знак. Знак сожаления. Вот есть знак восклицания, вопросительный. Знак сожаления тоже стоило бы придумать. Потому что пока это не так: молитва не является для нас родным языком.
Арво Пярт
(из фильма «Даже если я все потеряю»)

«Значение Арво Пярта для современной культуры колоссально. Можно сказать, что он в XX–XXI веке совершил такой же значительный вклад в богослужебную певческую практику Православной Церкви, как в первой половине XVIII столетия это сделал Иоганн Себастьян Бах для католичества». Таково мнение Павла Милославского, директора Нижегородского центра немецкой и европейской культуры, идейного вдохновителя и руководителя музыкального фестиваля «Другая музыка. Арво Пярт». Он проходит в Нижнем Новгороде и Дзержинске с 5 октября по 29 ноября.

Прививка от масскульта

Кстати, о Бахе. Как раз с его имени начинались идеи, которые организаторы нынешнего фестиваля сделали ключевыми в своем проекте. Его предшественник — «Другая музыка. Бах» — одно из самых заметных и масштабных культурных событий весны 2016‑го. Произведения величайшего немецкого мастера звучали везде: в академических концертных залах и на экспериментальных площадках, в трамваях и метро. Их исполняли мировые звезды и студенты музыкального колледжа, артисты академических коллективов и джазовые музыканты, органист в роли «тапера» к немому кино и… куклы.

Таким способом авторы фестиваля надеялись развеять предубеждение, что классика — это сложно, скучно и малодоступно. Надо сказать, это им удалось: новый фестиваль вызвал большой интерес, а залы полны. Кроме того, «Другая музыка. Бах» стал своеобразной прививкой от так называемой «массовой культуры», которая сегодня заполонила почти все пространство, подменяя собой и вытесняя высокое искусство. А такое положение вещей не лучшим образом влияет на имидж Нижнего Новгорода как одного из крупных музыкальных центров России и мира.

И ведь это не преувеличение! Именно в нашем городе (тогдашнем Горьком) состоялись мировые премьеры знаковых сочинений, каких не слышали даже столицы. Фестиваль музыки Дмитрия Шостаковича в 1964 году или фестиваль Альфреда Шнитке в 1989‑м — памятные страницы нижегородской культурной летописи.

Методом длительного погружения

Эстонский композитор Арво Пярт, тоже выходец из советского авангарда, по глубине творческой личности и гениальности дарования не уступает упомянутым титанам. Потому его фигура и привлекла организаторов фестиваля. Сыграло роль и личное знакомство Павла Милославского с семьей маэстро, — об этом рассказала Кристина Фиш, известная исполнительница на домре, разделившая с Павлом Юрьевичем труды по подготовке форума.

Концепция всей программы — уже апробированный на Бахе «метод длительного погружения» в мир композитора, позволяющий познакомиться с разными периодами и сторонами его творчества. Так, симфонические произведения, прозвучавшие 28 октября в кремле в исполнении симфонического оркестра Нижегородской филармонии, были выстроены в ретроспективу и позволили оценить, насколько изменился стиль Пярта: от авангардных созвучий, серийной техники и поисков гармонии в мире григорианского хорала — до сочинений, отсылающих к миру христианской веры и по тематике, и по языку.

Симфоническая музыка звучала в тот вечер под управлением всемирно известного эстонского дирижера Андреса Мустонена. Он осуществил мировые премьеры ряда сочинений не только Арво Пярта, но и других его выдающихся коллег по цеху: Гии Канчели, Софьи Губайдулиной, Кшиштофа Пендерецкого, Андрея Сильвестрова, Александра Кнайфеля. (Интервью с маэстро читайте в следующем номере нашей газеты. — Ред.)

Непревзойденной заслугой Андреса Мустонена считается также создание ансамбля «Hortus Musicus». Родившийся в 1972 году как студенческий коллектив Таллиннской консерватории, «Музыкальный сад» (так переводится название ансамбля с латыни) зарекомендовал себя как один из ведущих ансамблей, авторитетных в области исполнения европейской музыки начиная с VIII века.

Программа, которую артисты представили в рамках нижегородского фестиваля, была названа «От музыки Средневековья до Арво Пярта».

Наука, фото и кино

Роскошным подарком посетителям фестиваля стала подборка фильмов, которые шли в киноцентре «Рекорд». Зрители посмотрели документальную трилогию, и она раскрыла потрясающую глубину личности Арво Пярта не только как музыканта, но и как философа, верующего человека, друга и семьянина. Эти ленты Дориана Супина представил публике продюсер Кари Йокилайнен, и обратно в Эстонию с ним отправился сердечный привет маэстро Пярту от покоренной нижегородский публики.

Те счастливчики, которые побывали в дни кинофестиваля в «Рекорде», разгадали загадку фирменного жеста Арво Августовича с поднесенными к голове ладонями. Именно так, с этими своеобразными звуковыми «шорами», композитор слушает — нет, вслушивается! — и в репетиции, и в концерты. И действительно, его музыку, тонкую по организации и говорящую на языке души, можно по-настоящему расслышать только так: в крайней сосредоточенности, чрезвычайно сконцентрировавшись в моменте.

Остальная часть кинопрограммы была составлена из фильмов, где звучит пяртовская музыка — подобранная к картине или специально написанная композитором.

Дополнили фестивальную программу международная научная конференция и документальная фотовыставка. А еще нижегородцы услышали два сочинения с одинаковым названием «Страсти по Иоанну»: аскетично-камерные — Пярта и пышно-театральные — Баха.

Впереди еще несколько событий, которые тоже обещают стать запоминающимися.

Ольга Схиртладзе

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.