Главная > Календарь > Залог будущего преображения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (133) 14:40, 11 января 2018

Залог будущего преображения

Крещение. И. Айвазовский. 1890-е гг. Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Праздник Крещения, самый древний праздник наравне с Пасхой, христиане всегда встречали на большом духовном подъе­ме. Для Господа Иисуса Христа, только вступавшего на путь служения, Крещение стало первым шагом к вольным страданиям, а для нас, во Христа крестившихся, — примером необходимости и спасительности рождения «от воды и Духа».

Это событие произошло на реке Иордан в те годы, когда там проповедовал и крестил пророк Иоанн. Многие иудеи шли к нему креститься — так они хотели очиститься от грехов. Но Предтеча Господень не крестил всех желающих — он напоминал, что перед очищением иорданскими водами нужно исповедать свои грехи. Но вот на Иордан приходит Христос. Иоанн Предтеча видит Его и говорит своим ученикам: «Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира» — Спаситель, которого мы так ждали.

Христос, сам безгрешный, пришел, чтобы принять от Иоанна крещение, как грешные люди. Вначале Иоанн не решается крестить Христа, но затем повинуется. Как только Христос сошел в воды Иордана, открылись небеса и Предтеча увидел Духа Божия, Который в виде голубя спускался на Христа, а с неба услышал голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Главных «событий», которые мы празднуем в Крещении, два: само Крещение Господа Иисуса Христа, «освятившего вод естество» и всю землю, взявшего на себя грехи людей; и явление до тех пор неведомой тайны о Боге Едином в трех Лицах — Пресвятой Троицы многим людям. Вот почему день Крещения Господня называется еще Богоявлением, а человек, принимая святое Крещение, крестится во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Люди сходили в Иордан, чтобы омыть свои грехи. Христос вошел в Иордан, чтобы принять на себя все последствия грехов человека, вместе со страданием и болью, которые они приносят, вплоть до смерти на Кресте, но — в конечном итоге — победить грех и смерть. И первое благодатное действие произошло сразу как только Христос вышел из вод Иордана: воды освятились. Освящение, преображение воды — тварной стихии — стало залогом и началом будущего преображения всего творения, и главное — человека.

«Как трепетен этот праздник! — пишет в своей проповеди митрополит Антоний Сурожский. — Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно».

Для христианина, говорит отец Церкви первых веков святой Кирилл Иерусалимский, воды крещения являются «и гробом, и матерью». Гробом — для его прежней греховной жизни вне Христа и матерью его новой жизни во Христе и в Царстве Его бесконечной правды. Крещение — дверь из царства тьмы в Царство Света: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»: кто крещен во Христа, тот облачен и в ризу Христовой праведности, уподобляется Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещаемый получает благодать Святаго Духа, а через нее — способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать привязанность к миру и его греховным наслаждениям.

Подготовила Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.