Главная > Статьи > Зло или не только?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 23 (131) 15:06, 7 декабря 2017

Зло или не только?

На последней неделе ноября сотрудники редакции газеты «Ведомости Нижегородской митрополии» провели уроки-презентации «Эхо революции» у школьников двух православных гимназий Нижнего Новгорода — имени преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Александра Невского. Это стало еще одним мероприятием редакционного проекта, реализуемого при грантовой поддержке конкурса «Православная инициатива 2016–2017». Уроки получились очень разные: повлиял и возраст школьников, и сумма их знаний из курса русской истории, и заложенное в семье отношение к родной истории и судьбе Отечества. Да что говорить, любой класс — это отражение общества, совокупность его взглядов и представлений. Тем интереснее нам было понять, чьи голоса и мнения взяли верх в душах детей, станет ли Октябрь прививкой от будущих социальных бед.

Зачем нам революция?

Казалось бы, спустя век можно уже более спокойно, взвешенно и объективно посмотреть на события Октября, учесть все предпосылки и потери. Однако до сих пор отношение к октябрьскому перевороту в нашем обществе неоднозначное. Причем не только у представителей старшего поколения, воспитанного на идеологии, которая возвеличила Октябрь. О революции спорят, и нередко к ней благоволят и молодые люди, конечно, в силу возраста, способности быстро откликаться на все новое. Мы сами свидетели, как активно в последнее десятилетие используют молодежь творцы оранжевых революций, как делают ее катализатором общественных беспорядков. А дети помладше, еще мало сведущие в истории, да и вообще далекие от политической жизни? Кажется, самое время дать правильные ориентиры к восприятию столь сложной темы. Все эти факты показались нам достаточными, чтобы обсудить их в стенах школы.

По условию проекта, мы пошли в православные гимназии. Первая встреча была в девятом классе Сергиевской гимназии.

Свою задачу я видела в том, чтобы показать детям, по чему ударила революция и чего мы лишились в результате отречения от своей истории, культуры и веры, когда умышленно отказались от своего прошлого, всего исторического опыта предшествующих поколений. Пришла, можно сказать, в «свою» аудиторию, а тут сюрпризы…

Для девятиклассников, которые уже начали изучать Октябрьский переворот по школьной программе, в основном это была уже известная информация. Были и новые факты о времени террора, в том числе в Нижегородской области, о многочисленных жертвах среди священнослужителей и мирян, о разрушенных храмах и поруганных святынях, об утраченных ценностях и традициях. Но, надо признать, разговор на языке фактов и цифр не приводил к успеху. Одни активно оспаривали цифры и с легким сердцем ими жонглировали, другие, признавая цену революции и масштаб потерь, пытались защитить ее заслуги.

— Революция — очень тяжелый, кровавый способ перевернуть жизнь государства. В нашей стране революция имела больше отрицательных последствий, чем положительных, — считает ученик Влад Жарчиков. — Но если бы она не случилась, не было бы и сегодняшнего мира.

Его одноклассница Ульяна Лучевникова тоже считает, что революция была не только злом.

— Многие люди, например крестьяне, получили возможность учиться, многим революция дала возможность заниматься в жизни тем, чем хочешь. Хотя как православная христианка я не могу не переживать за судьбу Церкви в советский период…

Переживаю, но все-таки признаю революцию… А разве не при Николае II стал активно воплощаться в жизнь закон о всеобщем начальном образовании, открывалось ежегодно по 10 тысяч школ?

Мимо сердца

Мы продолжаем пожинать плоды коммунистического просвещения уже в четвертом и пятом поколении, рожденном после Октября 1917 года. Когда все прогрессивное связывали с революцией и политикой партии, а все реакционное и отсталое — с монархией и сверженным императором. По понятным причинам в Стране Советов было принято замалчивать, какой на самом деле была Россия накануне революции, как и какими темпами решались проблемы социальной жизни, что можно и нужно было революции избежать.

Но что нам мешает говорить школьникам правду об императорской России сейчас, приводить множество фактов, говорящих о достижениях нашей страны при императоре Николае, о его заслугах как военачальника, приведших Россию к порогу победы в Первой мировой войне, и как прогрессивного политика, который вел страну к социальной справедливости путем реформ. И моя вина, что я не сделала на уроке у старших школьников на этом акцент — развенчать мифы в отношении последнего императора и России при нем.

По ответам детей у меня было ощущение, что разговоры о «достижениях» революции идут порой мимо сердца. Да, покалечена Церковь, но…

Конечно, не вина детей, что притупилось чувство сострадания. Информационное поле сегодня перегружено негативом, и у современного человека волей-неволей формируется легкое отношение к цене человеческой жизни. А большевики, как и зачинщики всех революций, всегда отличались безразличием к цене восстания и политических завоеваний. Эта безнравственная сторона любой революции по-прежнему либо приуменьшается, либо выносится за скобки привлекательных политических лозунгов.

А девятиклассники все-таки честные и открытые, у них есть желание разобраться в сложном и противоречивом прошлом нашей страны. Это было видно по их неравнодушным глазам и работе на уроке.

Нет в программе, но есть интерес

— История человечества, начиная с древности, — борьба за территорию и власть. Но когда эта борьба случается внутри государства, внезапно и с большим количеством жертв, происходит то явление, которое мы называем революцией.

Так я начала разговор с пяти- и шестиклассниками. Говорить о революции с младшими школьниками было в чем-то легче, а в чем-то сложнее. По программе ребятишки изучают Древний мир и Средние века, поэтому без труда делают выводы, что истоки всех социальных зол и противоречий — страсть к наживе и власти. Они подкованы и легко отвечают на вопросы, связанные с периодом советских гонений на Церковь.

— В программе шестого класса темы Октябрьской революции еще нет. Но это дети начитанные, увлекающиеся, они посещают музеи, недавно были на мультимедийной выставке «Россия — моя история», — рассказывает заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сергиевской гимназии Лариса Шелест. — Слушали, на мой взгляд, с интересом. Любая новая информация значима, особенно связанная с историей России.

Знаете, на что больше всего реагировали детишки во время урока? Живую реакцию вызывали не факты, не цифры, конечно. Будоражили конкретные имена, судьбы, поведение новомучеников в последние минуты жизни, пример стояния в вере. Знают ребятишки и какая судьба постигла в революцию большинство храмов, как их грабили и оскверняли. Но вот когда речь зашла об отношении большевиков к своей истории, ее героям и национальной памяти, глаза у многих округлились.

Например, многих потрясло, что парк имени Кулибина стоит на костях. Удивило, как советские власти уничтожали кладбищенские склепы, как мостили из их осколков дорожки, как сваливали в их отверстия мусор… Как предлагали расплавить скульптуру Минина и Пожарского, национальных героев…

Не рано

— Мне казалось, что для детишек этого возраста говорить на такие сложные темы еще рано, — поделился учитель истории Сергиевской гимназии Антон Раков. — Но, с другой стороны, я видел живую реакцию детей: они тянули руки, высказывали свое мнение, активно включались в беседу. Значит, все-таки польза и эффект от таких встреч есть.

Не все дети смогли вспомнить значение своего христианского имени, сколько детей было у их прабабушки… Революция ударила по памяти. И связь поколений, видимо, будет еще долго восстанавливаться.

— Я считаю, что беседовать на эту тему не рано, — поделилась своим мнением биб­лиотекарь, классный руководитель 6 «А» класса Александро-Невской гимназии Елена Гилева. — Сейчас неспокойное время, мы переживаем революцию практически у соседей, и подобные беседы помогают оценить ход истории и понять, почему время от времени случаются такие потрясения. Взрослые люди порой не в состоянии понять и оценить, к чему привело свержение одной власти и установление другой, замещение духовных ценностей атеистической идеологией. Поэтому я уверена, что такие уроки-презентации не просто нужны, они необходимы. На уроках истории не всегда есть время подробно остановиться на каком-то отдельном моменте истории, оценить его в перспективе времени и извлечь из него уроки. В таких встречах история раскрывается глубже, ребенок больше заинтересовывается, и потом эти знания с ним шагают по жизни.

— Революция — это очень плохо. Это резкий переворот в стране, насильственный способ захвата и утверждения власти, против мнения граждан, — поделился после урока девятиклассник Арсений Грошев. — Если назрела необходимость что-то поменять в стране, надо согласовывать с народом и решать мирным путем.

Еще нет конца розни, которая по сей день совершается в умах и душах русских людей по отношению к Октябрю. У этих ребят впереди еще несколько лет учебы, много уроков истории им еще предстоит пройти. Но, может, и этот урок кого-то подтолкнет иначе взглянуть на трагическое прошлое своей страны. И возникнет желание разобраться.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.