Главная > Памяти митрополита Николая (Кутепова) > Знакомство с Эссеном — побратимом Нижнего Новгорода
«Ведомости Нижегородской митрополии» 9 (21) 14:31, 16 мая 2013

Знакомство с Эссеном — побратимом Нижнего Новгорода

 

Старейшая церковь Лузиускирхе в Верденском аббатстве

Старейшая церковь Лузиускирхе
в Верденском аббатстве

Мы продолжаем знакомить читателей с наиболее значимыми эпизодами и периодами жизни митрополита Николая (Кутепова), возглавлявшего Горьковскую, затем Нижегородскую кафедру с 1977 по 2001 годы. Милостью Божией приснопамятный митрополит Николай (Кутепов) часто бывал в Германии — и в составе официальных делегаций Русской Православной Церкви, и по линии общественных организаций (Советский фонд мира, общество «Родина»), и как частное лицо по приглашениям немецких христианских общин уже в конце 1980‑х и в 1990‑е годы. Одна такая поездка была очень важной — в декабре 1992 года владыка представлял Нижний Новгород в немецком Эссене, ставшем нашим городом-побратимом.

Город Эссен

Город Эссен (622 тыс. жителей) находится на западе Германии, в земле Северный Рейн — Вестфалия, в центре Рурской области, крупнейшей городской агломерации Германии. Город живописно расположен на холмистой равнине между долиной реки Рур и каналом Рейн-Херне.

История Эссена началась в 800 году, с основанием так называемого Верденского аббатства — женского монастыря Святых Марии, Космы и Дамиана, где в христианской вере воспитывались дочери местных дворян. Вокруг обители на месте будущего Эссена (от старонемецкого «ясень») тогда располагалось пять деревушек, жители которых занимались по преимуществу кузнечным делом, почему этому месту и дали название Астниде, что значит «кузнечная печь». Позже, около 1000 года, к монастырю, хуторам и селам вокруг него присоединился купеческий поселок, а в 1240 году это уже внушительное поселение обнесли городской стеной — так родился город Эссен.

Уголь в Эссене добывали еще в XIV веке, но тогда спрос на него был невелик. С развитием индустрии в XIX столетии объемы угледобывающей промышленности заметно возросли, и в Эссене в начале XX века работало уже около 80 шахт. Вместе с тем развивалась металлургия.

Во время бомбардировок в период Второй мировой войны город был серьезно разрушен, и только по окончании военных действий его отстроили заново. В 1986 году в Эссене закрыли последнюю шахту. И современный Эсcен, прежде задымленный, серый промышленный город с не самой здоровой экологией, стал одним из центров искусства и культуры. А в 2010 году вместе с другими городами Рурской области Германии Эссен был признан «культурной столицей Европы».

10 сентября 1991 года было подписано «Соглашение о создании содружества городов-побратимов Эссена и Нижнего Новгорода», а через два года, в июне 1993‑го, на основе этого соглашения подписан договор о сотрудничестве между Нижегородской областью и всей землей Северный Рейн — Вестфалия. В рамках этого события с визитом в Эссене в конце 1992 года и побывал нижегородский святитель с хором Нижегородской епархии.

Евангелическая диакония

Как сообщала публикация епархиального журнала «Сеятель», владыка Николай и нижегородский епархиальный хор находились в Эссене с 5 по 13 декабря 1992 года по приглашению Евангелической общины, представители которой гостили в Нижнем Новгороде в Пасхальные дни.

Помимо чисто представительской цели, по словам владыки, он ставил перед собой задачу «ознакомиться с диаконией Евангелической Церкви — с тем, как эта Церковь служит ближнему своему».

Гости из России посетили дом престарелых, детский сад и две больницы, находящиеся под церковным попечительством. Нижегородский архипастырь отмечал «идеальный уход за старичками, опеку и внимание… такие, которые и во многих семьях редко встречаются». Преосвященный рассказывал потом, что «в доме престарелых есть место, где можно помолиться, есть священнослужитель (пастор), который духовно окормляет всех, кто в этом нуждается».

Детский сад и две церковные больницы произвели на владыку не меньшее впечатление. В детском саду дети находятся только 4 часа – с 8 до 12 часов дня, но, по словам Преосвященного, «за столь малое время они не только успевают поиграть, погулять и позаниматься, но с ними ведутся своеобразные богословские беседы на такие темы, как, например, действительно ли умер святитель Николай или он превратился в Санта-Клауса и приносит детям счастье под Новый год и желанные гостинцы».

В итоге «нельзя не признать, — говорил потом нижегородский святитель, — что диакония у немецких евангелистов — на высочайшем уровне». Правда, отметил, что для этого есть вполне объективные причины, поскольку «у них не было тех потрясений, тех лихолетий, которые испытали мы. Не было жесточайших гонений на Церковь Христову и воинствующего атеизма, а следовательно, и ужасных последствий всего этого».

Дружеские визиты

Кроме евангелических социальных учреждений делегация из Нижнего Новгорода посетила католический кафедральный собор города Эссена, где гостей встречал старший священник. Как сообщает журнал «Сеятель», «он рассказал о церковной жизни в своем городе и в своем храме, показал гостям сокровища, которые хранятся в соборе». Немецкий священник поделился с христианами из России глубокой озабоченностью, что немецкое молодое поколение становится все более безрелигиозным и, стремясь к материальному благополучию, забывает о главном — о душе».

В православном греческом храме владыка Николай вместе с греческим духовенством совершил вечерню в сопровождении двух хоров: греческой церкви и кафедрального собора города Нижнего Новгорода под управлением регента И. Муратовой. А после вечерни была отслужена панихида на эссенском кладбище, где нашли последнее пристанище дети русских военнопленных Второй мировой войны.

Владыка рассказывал, что «наши соотечественники жили там годами, работали на германских предприятиях, женились или выходили замуж, рожали детей. И вот эти дети умирали от голода, поскольку на памятниках значатся годы их жизни: 1945–1946, 1946–1947 и т. д.».

В дневнике одной певчей читаем: «Поехали на кладбище в Кеттвиг (район Эссена), где находятся могилки детей русских работниц, умерших во время войны. Отслужили панихиду. Плакали все, особенно когда зазвучала молитва „Мати Божия“. На каждой могилке были зажжены свечи». Это была первая за все десятилетия после войны панихида, отслуженная в этом месте.

Кроме Эссена гости из Нижнего Новгорода побывали в городах Мельтхайн и Дюссельдорф, где находится русский православный храм. Нижегородский епархиальный хор часто выступал с концертами, в частности — в католическом соборе Эссена, в евангелической церкви, в Кёльне на Рождественском празднике знаменитых кёльнских пивоваров. 11 декабря, когда хор выступал в церкви эссенского района Рулерум, зал аплодировал стоя.

Программа пребывания русской делегации в Эссене была чрезвычайно насыщенной, но эта поездка показала всем, что и в Германии люди, пусть и относящиеся к другой конфессии, ведут себя по-христиански, излучают тепло, свет и доброту. Пример их самоотверженной работы на социальном поприще стал для нижегородского владыки в сложные годы возрождения Русской Церкви примером и стимулом для организации в Нижегородской епархии подобных социальных учреждений. Как говорил Преосвященный, после такой содержательной поездки «стали возможны контакты на уровне духовного единения. Хотя этот процесс и трудный, и долгий, но пути Господни неисповедимы…».

Алексей Дьяконов,
кандидат богословия, преподаватель Нижегородской Духовной семинарии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.