Нижнему Новгороду 800 лет


Главная > Интервью > 350 лет назад
«Ведомости Нижегородской митрополии» №24 (222) 18:59, 29 декабря 2021

350 лет назад

В 2022 году Нижегородская епархия отпразднует юбилей

Завершается богатый на события 2021 год. Однако и в нас­ту­паю­щем году нас ждут юбилейные даты. Одна из них — 350‑летие со дня образования на нижегородской земле самостоятельной епархии. С этим событием связаны важные имена и вехи не только местной, но и всероссийской истории. В течение года мы будем знакомить наших читателей с лицами и историей епархии, а сейчас предлагаем открыть разговор на эту обширную интересную тему с настоятелем Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандритом Тихоном (Затёкиным).

— Отец Тихон, расскажите, пожалуйста, в связи с какими обстоятельствами образовалась Нижегородская епархия как самостоятельная административно-территориальная единица?

— Она была учреждена 24 марта 1672 года определением Московского собора. Вопрос этот решался довольно длительное время, а ускорило решение опасное умножение сторонников раскола в Низовской земле — так называлась Нижегородчина. Здесь во множестве находили себе убежище московские старообрядцы, а также разинцы — участники Крестьянской войны 1670–1671 годов.

Новоучрежденная епархия была сравнительно большой и включала в себя Нижний Новгород, Алатырь и Курмыш. Она выделялась из территории Патриаршей области, и для управления ею нужен был муж опытный и благонадежный. Выбор пал на архимандрита Филарета, который был избран единогласно и назначен митро­политом Нижегородским и Алатырским. Нижегородцам он был уже знаком, поскольку до этого настоятельствовал в Вознесенском Печерском монастыре.

Для рукоположения в митрополиты из Владимирского Рождественского монастыря, где он являлся настоятелем, Филарет был вызван в Москву. Здесь, в Успенском соборе, 2 июня 1672 года он был рукоположен иерархами Российской Церкви, между которыми первенствовал Новгородский митрополит Питирим, через месяц после того избранный Патриархом. В тот же незабвенный день (2 июня) в Чудовом монастыре новопосвященный Филарет вместе с другими митрополитами присутствовал при совершении таинства Крещения над будущим венценосцем Петром Великим, трехдневным младенцем.

— А до поставления митрополита Филарета как управлялась нижегородская территория?

— До 1340 года Нижегородское княжество входило в состав Великого Владимирского. Как известно из истории, наш город основали владимирские князь Георгий и епископ Симон, и Нижний Новгород стал самой крайней восточной точкой княжества. Своего правящего архиерея первоначально здесь не было. Нижним Новгородом и Городцом управляли епис­копы из Владимира, а они, в свою очередь, подчинялись Киевскому митрополиту. Затем в течение полувека, с 1340‑го по 1395 годы, когда Нижний Новгород отошел суздальскому князю Константину Васильевичу и стал столицей княжества, наш город и прилегающая у нему территория имели церковное управление из Суздаля, где находилась кафедра правящего архиерея. Ну а с конца XIV века, когда Нижегородское княжество вошло в состав Московского, оно стало митрополичьей областью. Москва поставляла сюда архимандритов, священнослужителей, все нижегородское духовенство рукополагалось в Москве.

— Что известно о первом правящем архиерее Нижегородской епархии?

— После того как в 1589 году на Руси было установлено патриаршество, нижегородская земля стала именоваться патриаршей областью и находилась в ведении Патриарха. Печерский монастырь был канцелярией, куда приходили документы, которые затем рассылались по приходам и монастырям. Так продолжалось до тех пор, пока не произошел конфликт молодого царя Алексея Михайловича с Патриархом Никоном. Пос­ле низложения Никона на Соборе 1666 года царь, чтобы отобрать из его ведения нижегородскую землю, попросил у вселенских патриархов учредить самостоятельную епархию.

Архимандрит Филарет стал первым архиереем нижегородской земли сразу с возведением в сан митрополита, потому что учрежденная кафедра была не епископией, а митрополией. В запасниках Нижегородского историко-архитектурного музея (НГИАМЗ) хранятся так называемые «строгановский саккос» и «строгановский жезл» — подарки купцов Строгановых первому нижегородскому митрополиту. Царь же преподнес владыке Филарету икону Божией Матери «Иверская» письма Симона Ушакова. Прибыв в Нижний Новгород, владыка поставил эту икону в иконостасе кафедрального Спасо-Преображенского собора слева от царских врат.

Первое, что он сделал, — построил новый кафедральный собор. К тому времени соборная церковь Преображения Господня, существовавшая уже 320 лет, пришла в большую ветхость. Преосвященный опасался скорого ее разрушения и приказал перенести в новый собор из старого, который вскоре был разобран, все гробницы нижегородских князей. Тогда перенесены были гробницы восьми великих князей и двух великих княгинь. Кроме того, при митрополите Филарете в нижегородский Спасо-Преображенский собор перенесен был из Городца гроб великого князя Бориса Константиновича, а c погоста приходской Похвалинской церкви — гробница именитого гражданина Кузьмы Минина. Украсив внутри новоустроенный собор перенесенными в него памятниками, митрополит Филарет старался украсить его и снаружи.

Прибыв в Нижегородскую епархию, Филарет нашел свою паству многолюдной (по сведениям из «Нижегородского летописца», в ней насчитывалось 368 церквей), но «страждущей от раскольнической язвы». После раскола в заволжские леса бежало огромное количество людей, которые основывали в глуши лесов скиты. Это те, кто не принял реформ Патриарха Никона. Тогда их еще не называли старообрядцами. Нужен был человек, который вернет отколовшуюся часть паствы в лоно Православной Церкви. Святитель Филарет занимался уврачеванием раскола, поставив миссионерскую деятельность на высокий уровень.

— Назовите, пожалуйста, основные исторические вехи Нижегородской епархии. Есть ли малоизученные, так называемые белые пятна?

— Думаю, нет. Биографии архиереев изу­чены достаточно хорошо. В 2003 году мы с Ольгой Владимировной Дегтевой написали книгу «Святители земли Нижегородской». Можно, конечно, еще покопаться в архивах, но основную информацию о деятельности святителей мы попытались собрать в этом, не побоюсь этого слова, уникальном издании. Несколько лет изу­ча­ли архивы Нижнего, Москвы, Санкт-Петербурга. Делали запросы в разные епархии, куда их пе­реводили. За все 350 лет в Нижнем Новгороде было похоронено около 10 архиереев. А по диптиху их было всего 55 человек. В Благовещенском монастыре захоронены епископ Иеремия (Соловьев) и архиепископ Макарий (Миролюбов). Их могилы находятся в Алексеевской церкви обители.

— В чем специфика развития Нижегородской епархии по сравнению с другими территориями?

— Наша епархия была всегда центром миссионерства в связи с тем, что эту территорию изначально населяли мордва, черемисы, а позже обосновались приверженцы старой веры, бежавшие из центра России.

Все нижегородские архипастыри были учеными, выпускниками Греко-славяно-латинской академии. Что касается храмового строительства, надо понимать тот факт, что в те времена храмы духовенство не строило. Строили князья, цари, купцы и простые люди вскладчину. Купцы оставались ктиторами храмов до конца жизни.

Со второй половины XIX века в связи с политикой обер-прокурора Святейшего Синода архиереи более трех лет на одной кафедре не служили — этот фактор накладывал определенные ограничения. За три года архиерей не имел даже возможности объехать свою епархию, учитывая скорость передвижения на лошадях. Жители отдаленных уездов архиереев даже в глаза никогда не видели. И храмы освящали чаще всего сами настоятели малым освящением. Либо архипастырь мог послать архимандрита, выдав ему подписанный антиминс.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.