В конце января в Нижегородской области стало известно о девушке, которую удалось вырвать из рук радикальных исламистов, представителей ИГИЛ («Исламское государство», организация запрещена в России) и вернуть домой. Девушка сама уехала в Дагестан к «другу», с которым заочно познакомилась с помощью СМС и переписывалась несколько месяцев. А ведь совсем недавно страну шокировала история Варвары Карауловой. В интернете пишут о том, что в Европе молодые люди массово вступают в ряды ИГИЛ. Почему молодежь так легко попадает в сети вербовщиков, а радикальный ислам становится популярен среди юношей и девушек в христианских странах? И как этому противостоять? Эти вопросы сегодня обсуждаем с гостями нашей рубрики.
Федор Дорофеев, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории средневековых цивилизаций Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н. И. Лобачевского:
— Вербовщики проходят специальную подготовку, они действуют последовательно и системно, бьют в основном по слабым местам, например, играют на сложностях в отношениях с родителями. Даже если человек отказывается, они продолжают с ним работу. И они работают с высоким, с идеальным. Показывают, что тот мир, который они предлагают, — это нечто правильное. А то, что окружает человека в данный момент, — неправильно. За примерами далеко ходить не надо. В той же Европе разгул разврата, преступности, наркотики, гомосексуализм… А молодежи говорят: «А у нас этого нет, у нас порядок, семья». То есть они выстраивают пропаганду на противостоянии нормы и отклонения от нее, предлагают возврат к фундаментальным основам культуры. А поскольку молодежь в основной своей массе не видит других структур, где можно опереться на норму, она идет из своей культуры в чужую. Чтобы удовлетворить вот эту духовную жажду.
Европейские церкви сдались перед атакой светского. Ведь два года в Англиканской церкви спорили, признавать или не признавать однополые союзы. Все-таки решили не признавать, но стоит ли над этим думать два года? А радикалы дают четкий ответ: мы над этим не думаем. И это привлекает, молодые люди склонны к бескомпромиссности, к каким-то ярким вещам, а им там предлагают варианты самопожертвования, подвига. Возможность ухода из общества потребления в общество служения — один из действенных рычагов экстремистов.
Принято считать, что подростки — это люди, которым, наоборот, хочется уйти от всех запретов, хочется свободы, но я думаю, что это некие попытки нащупать границы дозволенного, чтобы (часто подсознательно) решить для себя вопрос о смысле жизни. И когда взрослые не говорят молодому человеку об этом, тогда нишу занимают вербовщики. Их базовый вопрос: «В чем смысл жизни? Ты думал о нем?» А по опросам социологов, 80 процентов людей в России об этом задумывались.
Помните у Пушкина: «Духовной жаждою томим…» Ему там шестикрылый серафим явился. Томимым жаждой молодым людям, не встретившим своего серафима, или Церковь должна помогать, или какие-то общественные и политические организации.
Иван Калмыков, историк:
— Тревожат случаи, когда россияне попадают в сети вербовщиков так называемого «Исламского государства». Однако я бы не стал уравнивать ситуацию в нашей стране и положение граждан европейских стран, некоторые из которых можно назвать христианскими разве что в дань традиции. В ХХ столетии Запад стремительно преодолел путь от радикального консерватизма и расовой дискриминации к пропасти глобализации и социальной вседозволенности. Не удивительно, что на фоне брожения умов выгодно смотрятся сильные и манящие лозунги радикалов.
Нам необходимо и на официальном, и на неформальном уровне усилить работу с молодежью. Запреты — не панацея. Давайте популяризировать здоровые инициативы, спорт, социальную и миссионерскую работу. Этой осенью в Сочи пройдет Фестиваль молодежи и студентов. Объединив усилия вокруг позитивных молодежных начинаний, вместе мы сможем оградить наших соотечественников от серьезных ошибок.
Светлана Жижикина, педагог:
— В связи с тем, что в СМИ довольно широко освещают тему о боевиках террористических организаций, о них слышали все: дети и взрослые, жители глухих деревень и мегаполисов. Неокрепшие умы легко могут воспринять опасные идеи, поскольку ожидаемый образ абсолютного зла не соотносится с тем, что люди слышат от вербовщиков, маскирующих свои истинные цели. А идеи человеколюбия и терпения, способные оградить от экстремизма, не пропагандируются сегодня. СМИ лишь нагнетают страх перед окружающим миром. Поэтому нужно помогать молодежи находить идеалы правильные, и деятельность СМИ может сыграть здесь ключевую роль, выбивая почву из‑под ног религиозных экстремистов.
Елена Кузнецова, доктор философских наук, профессор НГЛУ им. Н.А. Добролюбова:
— Молодежь и экстремизм — проблема вечная, но надо с горечью признать, что мы совершенно не готовы ее решать. Все мы — и молодые, и взрослые. Эпохи меняются, но одно остается неизменным: молодость — время поиска, бунта, эпатажа. Растущее влияние экстремизма в молодежной среде — это не новый вызов нашему обществу. Это старый вызов всем нам, и он со знаком вопроса к нам — зрелым, а не к ним — молодым. Что мы предложили в ответ на заманчивые льстивые методы вербовки террористов? Формальные собрания, мероприятия? Так это и есть рутина, привычная для взрослой жизни и отвергаемая молодыми.
Молодые всегда хотят видеть альтернативу мировосприятию и поведению «взрослого» мира. Сегодня они видят это в возможности параллельного существования в модели виртуального общения, более легкого, комфортного, не обремененного рамками формальных запретов, лишенного контроля взрослых. Часто происходит поведенческое «раздвоение», и человек перешагивает через все ограничения, получая наказание за совершенное и не всегда понимая, что границы дозволенного существуют для всех в «этой», реальной жизни.
Проблема экстремизма обрушилась на весь мир, предстоит не только искать факторы этого, для нас нового пугающего феномена, но и отвечать на них, не подменяя ясные решения одним возмущением и нравственными декларациями. Путь этот долгий и нелегкий. Банально, но молодых нужно учить, и учить не только языкам и инновациям, чтобы быть успешным специалистом на мировом рынке, но классическому гуманитарному знанию, чтобы востребованным был не только специалист, но и человек.
Александр Шляпин, координатор волонтерского движения «Милосердие» Нижегородской епархии:
— Думается, одна из причин рассматриваемого явления — поиск нравственных основ. Точнее, разочарованность в их отсутствии в современном российском обществе. Примеры, подтверждающие эту печальную мысль, в Нижнем Новгороде можно увидеть практически на любом фонарном столбе с рекламой «досуга». Визитная карточка города — Нижне-волжская набережная усеяна стриптиз-клубами, один из которых делит здание с детским отделением наркологического диспансера! Само существование подобных учреждений и даже их соседство, по-видимому, никого уже не смущает. Магазины, продающие алкоголь, поедают все новые и новые торговые площади. Скрытая и явная пропаганда блуда и пьянства — в огромном количестве телепередач, фильмов, песен, рекламных образов. И нет ничего удивительного, что у людей возникает желание бороться с нею. Часто под видом борьбы за нравственность и другие высокие идеалы люди и попадают на крючок различных вербовщиков, будь то ИГИЛ, неоязычество, секты.
Русской Церкви есть что противопоставить как индустрии разложения, так и различным сообществам, вовлекающим людей в свои темные дела под видом борьбы за нравственность. Православные традиции целомудрия, семейных отношений настолько глубоки и привлекательны, что, следуя им, человек будет находиться под благодатным покровом, укрывающим от множества опасностей.
Протоиерей Александр Мякинин, первый проректор НДС:
— Подлинные причины многих проблем современного общества лежат в сфере духовной. В предыдущих комментариях прозвучали глубокие и правильные рассуждения о том, почему некоторые из наших граждан, преимущественно молодые, оказываются вовлеченными в террористические организации — это социальная и нравственная вседозволенность общества и прямая пропаганда культа потребления, и разрушение традиционных семейных ценностей, и отсутствие внятной положительной «программы» общественной жизни. В совокупности со стремлением молодежи к энергичной, нонконформистской активности, порой вместе с глубинным страхом и невежеством, это приводит молодых людей к пониманию того, что у них нет ответов на вечные вопросы о смысле жизни и своем предназначении. Это и порождает тотальную неудовлетворенность культурой.
Но если задуматься, все эти факторы являются не чем иным как частными моментами того, что принято называть бездуховностью. И если молодежь не видит в декларируемой духовности содержания, она начинает стремиться к иным ее источникам.
Но у нас есть не только слово «духовность», но и ее смысл, и ее содержание. Православие предлагает ответы на предельные вопросы о смысле жизни, имеет в себе реальные «инструменты» духовной жизни, опыт молитвы и практику духовного подвига. Каждый может найти в православии и социальное братство, и твердые моральные принципы, и интеллектуальные вершины мысли, и активную созидательную направленность. Словом, все то, что называется духовностью не по шаблону, а по смыслу — то, в чем нуждается современное общество и каждый из нас.
Подготовила Надежда Муравьева
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.