Светлана Недодаева очень любит путешествовать. Особенно ее привлекают паломнические поездки по святым местам. И часто случается так, что, приехав в тот или иной храм или монастырь, она встречает там… своего ученика. Точнее, бывшего ученика, а ныне священнослужителя. Выпускники православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре служат в разных уголках России. За годы работы гимназии, открытой в 2004 году, около 60‑ти ее выпускников стали священниками, почти 100 — диаконами. О работе в одном из лучших учебных заведений страны, об учениках и своем предназначении — в размышлениях Светланы Борисовны, учителя русского языка и литературы. За ее плечами 37 лет педагогического стажа, высшая квалификационная категория, победа во всероссийском конкурсе лучших учителей приоритетного национального проекта «Образование» — и звание «Серафимовский учитель», полученное в 2019–2020 учебном году.
Об учительстве
— В детстве я очень любила читать, но учителем литературы стать не мечтала. Мои предпочтения менялись по мере взросления: хотела быть то геологом, то врачом. Но когда в старших классах, в рамках профориентации, нас повели в больницу, я поняла, что это совсем не мое. Слишком остро реагирую на боль, на то, как человек мучается. В профессии учителя этого нет, и все же эти профессии схожи. Хотела поступать на исторический факультет, но в Орехове-Зуеве, где я училась, этого факультета не было. Пошла на филфак и ни разу не пожалела об этом.
Что касается учительства, я вообще никогда не задумывалась, мое ли это. Даже в самые тяжелые 1990-е годы сомнений не было. Муж тоже преподаватель, материально было нелегко, но сожалений не было никогда.
Мои педагогические принципы не новы: учитель должен быть человеком доброй души и любить детей такими, каковы они есть. А цель — организовать работу так, чтобы дети в школе чувствовали себя комфортно, могли развивать свои творческие, интеллектуальные и организаторские способности.
О гимназии
— В Варницкой гимназии я работаю с самого ее основания. У нас гимназия особая. С 1-го по 9-й класс в ней учатся местные ребятишки, а в 10–11-м — только юноши. Они съезжаются со всей страны и ближнего зарубежья. Основал гимназию епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, бывший в то время настоятелем Троице-Сергиева Варницкого мужского монастыря, при котором и открыта наша гимназия. Его большая заслуга в формировании наших взглядов. Он был очень внимателен ко всем деталям, интересовался, ходим ли мы и наши близкие в храм, причащаемся ли. Владыка Силуан многому нас научил, и сейчас мы продолжаем то, что начато им.
Среди учащихся много ребят из священнических семей, из семей, где хотят, чтобы дети пошли по духовному пути. В 10–11‑х классах мальчики живут в стенах монастыря. Это хорошая школа жизни. Там они себя проверяют, насколько готовы к будущему служению, ведь более половины наших выпускников идут в семинарии. Два года назад мы считали: за годы существования гимназии 56 наших учеников стали священниками, около 100 — диаконами, трое — иконописцами. Пятеро ребят выбрали монашеский путь. По ним сразу было видно, что они иные.
Об учениках
— Наши ученики — наша радость. Мы же все православные, и когда с детьми находишь общий язык, когда знаешь, что тебя понимают, это важно. Я много лет работала одновременно в городской и в Варницкой гимназии, и понимала: то, что дают наши варницкие дети в общении, дорогого стоит. У нас добрая атмосфера, мы друзья с учениками, даже когда те заканчивают гимназию. Приятно, когда приедешь куда-нибудь в паломническую поездку, а там наш, варницкий, служит. Вот сегодня я стою на службе в Троицком храме Дивеевского монастыря, смотрю, рядом с владыкой Георгием диакон Максим Диев, наш выпускник. Приезжаю в Симферополь к Луке Войно-Ясенецкому — около его мощей наш, варницкий. Приедешь еще куда-то — наши. У нас везде свои люди. Из первого выпуска отец Димитрий Диденко стал нашим директором.
Мы радуемся успехам выпускников, стараемся поддерживать с ними связь. А есть исключительные дети, которых не нам учить, а они нас учат. Немало таких, для кого духовная составляющая, действительно, стоит на первом месте.
Был, например, удивительный мальчик. Мы после уроков любим неформально собраться, пиццу испечь, посидеть-поговорить. Все сидят, что-то рассказывают, пиццу едят, смеются. А он сидит в сторонке. Говорю: «Глебушка, ты что в сторонке сидишь? Тебе скучно?» — «Да что вы, мне радостно». — «А что же ты?» — «Да я не могу смеяться, но мне радостно, когда другим радостно». Вот такой человек с монашеским складом. Он принял монашество в 19 лет.
Или Севах, мой ученик из первого выпуска, сейчас занимается миссионерством. Он крестился накануне поступления к нам в гимназию — и развивался семимильными шагами, очень много читал. Постоянно делился со мной прочитанным, советовал, что почитать. Потом обязательно подойдет, спросит: а вы прочитали? Года через три-четыре приезжает в гости в гимназию, я разговариваю с ним и неосторожно спрашиваю: «Что новенького почитать посоветуешь?» — «А вы это читали?» Нет. А это? Нет. На десятой книге я сломалась. Он на листке написал мне целый список и на парту положил. В следующий раз он к нам лет через пять приехал. Я говорю: «Севах, что мне почитать?» «Светлана Борисовна, конечно, только Евангелие!» Вот так.
О своей программе
— На конкурс «Серафимовский учитель» я представила программу «Вечные темы русской литературы: классика и современность». Она рассчитана на два года — 10–11‑й классы, хотя может быть реализована класса с восьмого.
Я считаю, что в курсе русской литературы недостаточно внимания уделяется современной литературе, в том числе православной. У нас православная гимназия, и детям, особенно будущим священнослужителям, важно быть ознакомленными с основными именами современных им православных авторов. Когда решался вопрос, на каких произведениях современной литературы остановиться, пришла мысль взять к изучению творчество лауреатов и номинантов Патриаршей премии. Надо было взять в руки книги, перечитать их, отобрать то, что, с моей точки зрения, хорошо вписывается в этот контекст, и написать программу.
На учителя русского языка и литературы ложится особая ответственность — подготовить детей к обязательным сочинению по литературе и ЕГЭ по русскому языку. Поэтому в своей программе я опираюсь на вечные темы русской литературы: веру и безверие, любовь, дружбу, предательство. То есть сквозные темы, которые объединяют произведения русской литературы. И при написании экзаменационного сочинения ребята часто в своей работе выстраивают аргументы на произведениях из нашего курса.
К сожалению, не было возможности опубликовать программу, на проработку которой у меня ушел не один год. Она очень объемная и просто не вместилась в сборник работ лауреатов конкурса «Серафимовский учитель», где напечатана только пояснительная записка. Но если кто-то из педагогов захочет использовать ее в своей работе, я с удовольствием поделюсь. Для этого можно найти меня через сайт нашей гимназии или через нашу группу «ВКонтакте».
О Дивееве и конкурсе «Серафимовский учитель»
— Для меня имя преподобного Серафима Саровского — это то, что душу согревает. Когда много лет назад я приезжала в Дивеево впервые, да и потом, то всегда ощущала свое какое-то недостоинство, входя в храм. Вставала недалеко от раки с мощами и чувствовала, насколько Господь милостив, что у меня есть возможность приехать в такое святое место. Помню, купила икону преподобного, но не успевала приложить ее к мощам, а так хотелось! Подхожу к боковому входу, идет монахиня. Я к ней обратилась: «Пожалуйста, помогите, так хочется иконочку приложить к мощам!» Она меня прямо к раке подвела вне очереди. Мне было настолько неловко, будто я преступление какое совершаю. А потом отошла с мыслью: батюшка Серафим милостив даже в таких мелочах. А уж когда подавала на конкурс свою программу, честно говорю, даже в мыслях не было, что могу стать победителем. Просто рада была принять участие.
А приехав в Дивеево уже на награждение и педагогическую конференцию, поняла, как здорово иметь единомышленников. Мы собираемся и обсуждаем вопросы, которые волнуют всех. А как нас встретили! Как преподобный Серафим говорил всем: «Радость моя!», так и мы здесь ощутили огромную заботу. Поэтому слова глубочайшей благодарности всем, кто за этот конкурс отвечает, кто его основал и проводит. Нам, учителям, это важно. «Серафимовский учитель» — это высшая награда, которая может быть для православного учителя.
Записала Оксана Москвина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.