После чудесного взятия Иерихона, стены которого пали от возглашения труб, помощь Божия Своему народу в освоении ханаанской земли продолжилась. На пути израильтян стояли города Гай, немноголюдный и малозащищенный, и сильный и укрепленный Гаваон. Жители первого вошли в священную историю своей храбростью, а жители второго — хитростью, однако конечная победа была за Божественным Промыслом.
Причина поражения в Гае
Зная о слабой укрепленности города Гая, вождь израильтян Иисус Навин, чтобы не утруждать все войско, направил на его штурм лишь 3000 воинов. Но защитники города храбро вышли навстречу евреям, нанесли им сокрушительный удар и обратили в бегство. От такой неудачи «сердце народа растаяло и стало, как вода». Уныние было вызвано не столько поражением, сколько очевидным отсутствием Божией помощи.
Тогда «Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред Ковчегом Господним и лежал до самого вечера». Он говорил: «О, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан, дабы предать… и погубить нас?» Господь упрекнул его в забвении Божественных обетований: «Встань, для чего ты пал на лицо твое?» (Нав 7:6–7). С помощью жребия Он открыл вождю, что причиной богооставленности народа и поражения был некий израильтянин Ахан из колена Иудова, который при взятии Иерихона присвоил часть имущества и драгоценности, предназначенные для скинии. Он и члены его семьи, знавшие о грехе, но покрывавшие его, были казнены, а скрытое имущество предано огню. На месте казни была навалена груда камней в назидание потомкам о бесславной кончине нарушителей воли Божией.
Вторично Навин пошел на Гай со всем своим войском, отправив большой отряд в засаду с противоположной стороны города. Если Иерихон был взят одним громким криком, то теперь Господь, совершенствуя вождя в военном искусстве, указывает на необходимость напрягать ум, трудиться в сражении и только тогда рассчитывать на помощь свыше. На Бога надейся, но и сам не плошай.
Гайский царь вновь смело вышел из города со своим отрядом и вступил в бой. После короткой схватки евреи по знаку Иисуса побежали, будто побежденные, и все жители города бросились их преследовать. Тем временем сидевшие в засаде воины заняли город и зажгли его. Жители Гая оказались окруженными в поле и потерпели поражение, а город был разрушен. Овладев Гаем, израильтяне захватили еще ряд селений.
Подобную библейскую тактику ведения военного дела многократно использовали и русские защитники Отечества — святые благоверные князья Александр Невский, Димитрий Донской и другие.
Коварство жителей Гаваона
Жители сильного и укрепленного города Гаваона, зная о судьбе Иерихона, побоялись сопротивляться Израилю. Подобно Раав, они увидели в судьбе израильского народа действие высшей силы — исповедуемого евреями Бога, Который теперь отдает их землю Своему народу. Однако в отличие от Раав, искренне уверовавшей в Единого Истинного Бога, ими двигал только страх за свою жизнь, но не вера. Бог Израилев был чужд им. Чтобы избежать гибели, они пошли на хитрость. Они знали, что Господь запретил евреям заключать союзы с ханаанскими племенами, и отправили к Иисусу Навину послов под видом путников из отдаленных земель, в обветшалых одеждах, с заплесневелым хлебом в заплатанных мешках.
Восхваляя победы израильтян и могущество их Бога, гаваонские послы предлагали заключить союз и обещали во всех делах поддерживать славный народ. Иисус и все начальники поддались на лесть и клятвенно с призыванием имени Божия обещали гаваонцам мир. Это было их ошибкой. Но как, спросим мы, надо было поступить, ведь нельзя предвидеть коварство? Священное Писание дает ответ: в таком важном деле Иисус Навин должен был через первосвященника обратиться за вразумлением к Богу, тем не менее, «израильтяне взяли их хлеба, а Господа не вопросили» (Нав 9:14).
Так, первые же победы привели евреев к самомнению и самоуверенности, которые незамедлительно посрамил Господь: вскоре выяснилось, что новые союзники живут неподалеку, но клятвенный договор считался священным, и жители Гаваона теперь были неприкосновенны. В противном случае, по Синайскому законодательству, нарушители клятвы подвергались Божию наказанию за произнесение имени Господа напрасно и бесчестие Его имени перед теми, кому дана клятва.
Бог вознаградил свой народ за тяжелую верность клятве: дальнейшие победы израильтян свидетельствуют о благосклонности к ним Господа. А хитрых жителей Гаваона Иисус Навин обрек быть данниками: они должны были заготавливать дрова и доставлять воду для израильтян. Стать частью народа Израиля, как Раав, за неимением веры, они не могли. Над ними, потомками Ханаана, исполнилось давнее проклятие Ноя: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9:25–26).
И день не кончался
Худой, но все-таки мир Гаваона с Израилем не давал покоя соседям-хананеям. Объединившись, пять ханаанских царей решили «поразить Гаваон за то, что он заключил мир с Иисусом и сынами Израилевыми». Многочисленные привычные к войне ханаанские отряды собрались у Гаваона, но жители города успели предупредить Навина. Ободренный откровением Божиим, Иисус собрал все силы, весь народ, способный к войне, и быстрым ночным маршем по гористой местности вышел к Гаваону. Неожиданное нападение ранним утром, а также то обстоятельство, что Господь привел врагов в смятение при виде израильтян, решили успех сражения.
Когда войско Иисуса Навина преследовало обратившихся в бегство аморреев, на бегущих неприятелей сыпались «с небес большие камни», так что народа полегло больше, чем от мечей израильских. Ученые предполагают, что это чудо могло быть сопряжено с природными явлениями, чудесным образом не поражавшими еврейского войска — метеоритным дождем или очень крупным градом.
Для победы над огромным войском аморреев одного дня было недостаточно. Видя возможность полного поражения врагов при охватившей их панике, Иисус с крепкой верой повелительно воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна над долиною Аиалонскою!» Тогда «остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав 10:12–13). Противник был полностью разгромлен.
Подготовил протоиерей Александр Зуев
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.