Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Точка на карте > Снова засияют купола
«Ведомости Нижегородской митрополии» №6 (252) 10:11, 28 марта 2023

Снова засияют купола

В Богородске возрождается старинный Успенский храм

Успенская церковь XIX века — единственная в Богородске, которая в богоборческие времена не была разрушена. Возрождение святыни, перестроенной после закрытия в 1938 году под хлебозавод, началось в 2014 году. С 2017 года в руинированном храме ведутся восстановительные работы.

Село о четырех церквях

Храм был возведен в 1816 году на средства владельца села Василия Шереметева. Тогда церковь была одной из четырех в Богородском. Первую — в честь Рождества Пресвятой Богородицы — построили в конце XVIII столетия усердием местных жителей. Вторая, Воскресенская, тоже в камне, появилась тщанием Василия Шереметева. Он же был ктитором и четвертого храма в Богородске — Всех­святского.

В конце 1799 года начальник Горбатовской округи Иван Рязанов обратился к епископу Нижегородскому и Алатырскому Вениамину, указав: «помещик мой, генерал-майор и кавалер Василий Сергеевич Шереметев и богородцковские прихожане возымели намерение вместо состоящей в оном селе деревянной Николаевской церкви построить вновь в честь Обновления храма Воскресения Христова каменную церковь с приделом Николая Чудотворца». Первый Никольский придел был освящен уже в 1803 году.

Стоит отметить, что ветвь рода Шереметевых, к которой принадлежал Василий Сергеевич, не имела дворянского титула. Тем не менее, будучи «просто помещиком», он весьма заботился о благосостоянии своего села, где проживало свыше 5000 человек, и способствовал развитию кожевенного дела, которым славится богородская земля.

Вот какие зарисовки оставил шведский студент Эрих Густав Эрстрем, живший в Нижнем Новгороде во время нашествия Наполеона на Россию, оказавшись проездом в Богородске: «Сейчас я в самой большой из всех виденных мною деревень. Я бы ни за что не поверил, что оказался в деревне, если бы все не уверяли меня в этом. Деревня большая, в ней несколько улиц, много каменных домов и торговая площадь, как в городе, четыре церкви».

Похоронили местного храмоздателя и его супругу возле Успенского храма. Правда, до наших дней захоронение Шереметевых не дошло, тела были перезахоронены.

По образцам древнего мастера

Когда началась реставрация Успенской церкви, пристрои, сооруженные в советское время, были разобраны, храм постепенно стал обретать свой уникальный архитектурный облик. Оказывается, он был построен в стиле неоготики, с элементами мавританского стиля: стрельчатая форма окон дает возможность предполагать, что зодчий ориентировался на образцы восточной архитектуры.

Правда, на первых порах ни о какой красоте речи не шло: здание не имело полов, из стен вываливался кирпич, о куполах не приходилось и говорить. Со временем церковь преобразилась, так что в 2021 году мастера приступили уже к созданию иконостаса и настенных росписей.

— Живописные фрески храма полностью новые, оригинальные: исторических данных о том, какие они были в Успенской церкви до поругания, не сохранилось. Ни фотографий, ни описаний, — отметил руководитель иконописной мастерской «Ковчег» Алексей Анциферов.

О специфике работы над фресками нам рассказал художник-реставратор Иван Черных:

— Сначала разрабатывается общая концепция, потому что каждый храм, каждый пространственный объем уникален, каждая стена имеет свои особенности. После подготовительного этапа создается проект под размеры росписи. Потом непосредственно в храме мы делаем наброски, смотрим, как это будет выглядеть. Бывает, в реальном масштабе фрески производят совсем другое впечатление, отличное от «бумажного», проектного варианта. Все особенности мы учитываем.

Проект для старинного храма был создан в стиле древнерусской канонической живописи.

— Бывает, жи­во­пись реалистичная, ее еще можно назвать академической, когда люди выглядят, как на фотографии, а бывает символическая живопись, когда мастер хочет показать человека преображенным, таким, каким он должен быть, находясь в Царствии Небесном, — поясняет Алексей Анциферов выбор техники. — В соответствии с данным правилом создавались образцы древнего церковного искусства: образы такие не потому, что мастера не умели рисовать по-другому, а потому, что они хотели показать не земной мир, а небесный. Поэтому в иконописи много символов, образов и скрытых смыслов, которые не сразу можно понять.

Росписями сейчас занимаются 12 художников, но выглядеть весь объем монументальной живописи должен так, как будто работал один мастер. Все фрески выполняются в едином стиле. Образцом служат живописные работы знаменитого московского иконописца, мастера фресок конца XV — начала XVI веков, продолжателя традиций Андрея Рублева — Дионисия.

— Мы решили, что живописный стиль этого мастера в Успенском храме будет наиболее уместен, и хотим создать нечто близкое к святым изображениям древности, выполненным Дионисием, — прокомментировала художник-иконописец Светлана Максина.

Одновременно с украшением храма ведется строительство колокольни, полностью разрушенной в годы гонений.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.