Текст Татьяны Гариной. Фото Николая Рахматулина
1 мая, в Великую среду, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил литургию Преждеосвященных Даров в Успенском храме нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), братия обители в священном сане и другие клирики Нижегородской епархии.
По окончании богослужения митрополит Георгий обратился к собравшимся со святительским словом: «По милости Божией мы с вами проходим Страстную седмицу. Сегодня у нас Великая среда. Этот день претворяет великое событие – Великий четверток, когда Господь Бог наш Иисус Христос соберется с учениками в Сионской горнице и установит таинство Причастия. Это центр нашей духовной жизни! Вот как описывает это событие апостол Матфей: «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф 26. 26-28). Господь дает нам великое таинство – Причастие во оставление наших грехов. То есть чтобы мы освободились от греховной скверны и приобщились благодати Духа Святаго. Преподобный Серафим Саровский нам говорит, что истинный смысл человека на земле стяжание духа мирного. Что нам мешает стяжать этот дух? Мешает дьявол со слугами своими бесами. Мешают наши грехи и страсти. А помогают нам Господь, ангелы Божии и приобщение благодати Духа Святаго через церковное таинство – Причастие Святых Христовых Таин».
Глава Нижегородской митрополии также поблагодарил архимандрита Тихона и братию монастыря за духовные труды и пожелал дальнейшего процветания Печерской обители.
Справка:
Великая Среда имеет всего две темы в богослужении: помазание женщиной-грешницей ног Господа Иисуса и предательство Иуды. Однако эти две темы очень важны, соответствуют контексту евангельского повествования и для них в Триоди положено большое количество песнопений (в Великую Среду стихир больше, чем в предыдущие дни).
Помазание женщиной ног Господа Иисуса. В Евангелиях всего четыре фрагмента, где говорится о подобном событии: Мф.26:6–13, Мк.14:3–9, Лк.7:36–50 и Ин.12:1–8. Так как повествования апостолов Матфея и Марка идентичны, то можно говорить о трех фрагментах: помазание некоей женщиной главы Христа накануне страданий (Мф.26:6–13 = Мк.14:3–9), помазание ног Господа женщиной-блудницей (Лк.7:36–50) и помазание ног Господа Марией, сестрой Марфы и Лазаря, накануне Его входа в Иерусалим (Ин.12:1–8).
В кондаке дня поступок женщины представлен как образец покаяния для всех людей: «Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю Ти, любовию облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти, Спасе: от скверных дел моих избави мя».
Парадоксально: негодному апостолу Иуде в службах Страстной седмицы посвящено гораздо больше внимания, чем остальным апостолам: его предательство является одной из основных тем двух дней – Великой Среды и Великого Четверга, а также второстепенной темой Великой Пятницы. Понятно, что в этом поступке Церковь видит трагедию общечеловеческого масштаба.
Замечательной идеей, жемчужиной службы Великой Среды является сравнение двух событий, составляющих две темы богослужения, соединение этих тем в рамках одного песнопения. На одном полюсе сравнения стоит блудница, великая грешница, которая своим добродетельным поступком восходит от погибели к спасению, а на другом — Иуда, бывший одним из ближайших учеников Христа, который совершает прямо противоположные действия и в итоге со своего высокого положения низвергается в пропасть. Особенно ярко выглядят противопоставления щедрости женщины и сребролюбия Иуды, благоговейных поцелуев блудницы и предательского поцелуя ученика.
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.