Такое простое, казалось бы, дело: сел в автобус да и поехал в другие епархии и страны, на приходы и в монастыри — повсюду, куда не ступала еще твоя грешная нога — к невиданным доселе святыням и святым. Православный мир так огромен, а жизнь так коротка, и хочется все повидать, везде поклониться и помолиться… Случалось вам когда-нибудь рассуждать так? Тогда вам точно стоит задуматься об истинной цели своего паломничества. Для чего оно вообще совершается, и для чего его совершаем мы?
?Хотела бы отправиться в паломничество, но пугают связанные с этим физические трудности. С одной стороны, надеешься на излечение, побывав у святынь, с другой — есть опасность, что в дороге станет еще хуже, сама измучаешься и создашь проблемы другим… Стоит ли решаться?
— Кто же за вас решит? Ваше здоровье и ваши болезни — за вами и решение. Но… В паломничество мы отправляемся все-таки не на лечение. Лечиться следует у врачей, если речь идет о физической болезни. Не в санаторий едем, а к святыням, за духовным здоровьем. Что такое духовное здоровье? Прежде всего — твердая вера, крепкое желание освободиться от греха и не повторять его. Этому, я думаю, не помешают никакие физические трудности, если, конечно, вы не прикованы к постели. А сомнения всегда от лукавого. Их нужно прогонять с надеждой на Божие милосердие, любовь и помощь в деле спасения души. Может ли быть в паломнической поездке физическое исцеление? Конечно, может. Если освобождаемся от греха, то и от болезни, даст Бог, излечимся.
?Подруга уговорила съездить к авторитетному старцу-монаху. Я спросила его совета по поводу разлада с мужем, но была разочарована его словами. С одной стороны, не хочу следовать его совету, с другой — не получается ли, что я нарушаю данное мне благословение? Это грех?
— А зачем ехали? Хотели услышать то, что вам хочется? Тогда вы были бы очарованы. А услышали другое, и что? «Разочарованы». Странная позиция. Если уж решились спрашивать чужого человека, как вы говорите, «авторитетного», и на него переложить ответственность за решение, так прислушайтесь хотя бы к совету. Вас никто не обязывает выполнять рекомендации священнослужителя или монаха, но поразмыслить над советом не помешает. Принимать же решение — это исключительно ваше право. Бог создал человека свободным и свободы этой никогда не отнимает, оставляя за ним право выбора.
?Я катехизатор и нередко езжу с нашими прихожанами к святым местам. Как лучше доносить до людей, что наша поездка не развлекательная, а совершается ради духовного труда?
— По всей видимости, так, чтобы паломники знали, куда и зачем едут. Каждый сопровождающий доносит этот смысл в меру своих способностей. И у каждого, безусловно, есть свои приемы в работе с людьми. Главное, чтобы вы хотели донести до них смысл поездки и обладали необходимыми знаниями. Хотя трудно представить, что кто-то отправляется к святым местам развлекаться.
?Возвращались из паломничества и попали в серьезную аварию. Долго лечилась и восстанавливалась. Ропщу в душе: ведь мы и молились старательно, и на послушания монастырские ходили. Почему так произошло? И как побороть это внутреннее недовольство?
— Мы всегда чем-то недовольны. Хотим, чтобы все было по-нашему. Даже считаем, что Бог нам должен. Раз помолились, так делай, как нам хочется. А Он нам испытания посылает. Да и не обещал нам Господь легкой жизни. Почитайте-ка Нагорную проповедь Христа, и вы поймете, что ждет христиан в жизни, кто станет блаженным (счастливым). Хорошо сказал поэт Иван Тхоржевский: «Легкой жизни я просил у Бога, легкой смерти надо бы просить…» Бога надо благодарить за то, что живы остались! Просить мы умеем, а поблагодарить забываем. Да, человек подвержен болезням, неприятностям, страстям, он может попасть в аварию и даже лишиться жизни. А молитва не страховой полис, она, по словам святых отцов, разговор с Богом. Всю жизнь учимся со смирением принимать Его волю.
?Нередко в обителях рассказывают о святых, которых очень почитают в этом месте, о чудесах, которые они совершили при жизни и после их земной кончины. Но они не прославлены ни на местном уровне, не на общецерковном. Как к этому относиться?
— Таких называют подвижниками благочестия. Как к ним относиться? С уважением и благоговением за их святую жизнь. Все угодники Божии были прославлены в лике святых после длительного почитания сначала в определенной местности, затем уже повсеместно. И тогда только при наличии всех необходимых условий выносится решение о причислении их к лику святых и почитании всей полнотой Церкви.
ТРЕБУЕТ УТОЧНЕНИЯ
И в дороге пост не прост?
?Батюшка, я знаю, что для паломников существует послабление поста. Что конкретно это означает: то, что ты имеешь право самостоятельно добавлять в свое меню скоромные продукты (ради поддержания сил в дороге), например, выбирая в кафе, или только то, что ты не должен придираться к пищевому рациону, который вынужденно тебе предоставляется кем-то?
— Не секрет, что пост играет огромную роль в духовной жизни христианина. Постясь, мы стараемся прежде всего подражать Господу Иисусу Христу, Который 40 дней постился в пустыне. Воздержание укрепляет дух — невозможно победить в себе страсти, если быть несдержанным в пище. Не справимся в малом — не справимся и в большом. Есть устав, который строго определяет меру поста. Но пост для монашествующих и для мирян сегодня все же различается. Об этом говорил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Послабления в посте могут иметь беременные и кормящие женщины, дети, тяжело болящие, люди, занятые тяжелым физическим трудом, путешествующие. С благословения священника мирянин определяет для себя послабления самостоятельно. Не помешает и посоветоваться с врачом, взять благословение у священника. Святые отцы говорят, что самое главное — это не уделять пище много внимания. Ведь и постными блюдами так же можно нарушить пост, если употреблять их в большом количестве. Меня, например, удивляет постный торт. Неужели без таких подмен нельзя обойтись в течение 40 дней? Что же касается паломнической поездки, здесь действительно лучше придерживаться того рациона, который предлагается организаторами, а если по здоровью необходимо, сделать для себя некоторые поправки и допущения.
?У мусульман, побывавших в самом священном для них месте — Мекке, — есть особый статус — хаджи. А для христиан, совершивших паломничество на Святую землю, есть какие-то подобные отличия?
— В давние времена паломники возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями, что было свидетельством их посещения Святой земли (отсюда, кстати, и произошло слово «паломник»). Сейчас больше везут освященное в святых местах масло, другие дорогие сердцу верующего человека предметы: иконы, распятия, землю — все, что напоминает о тех местах, где дал Господь побывать и помолиться. К примеру, я из такой поездки привез посох с горы Фавор.
СЛЫШАЛ ЗВОН…
?Вот говорят, что Дивеево — особо благодатное место. А что это означает? Может ли один монастырь быть «святее» другого? И как узнать, что действительно тебе послано Господом особое чувство, а не сам ты его придумал?
— Вера — это, прежде всего, полное доверие. Зачем сомневаться, кто послал «особое чувство», если вы его испытали? Радуйтесь да Бога благодарите! Все сомнения от лукавого. Надо же выдумать такое: один монастырь святее другого! Но благодатные места по воле Господа, конечно, существуют. Почему? Да потому, что там подвизались истинные подвижники, такие как преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Макарий Желтоводский и многие другие. Дивен Бог во святых своих! Вот и проявляется Его благодать в определенных местах, хотя, конечно же, Он может проявить Свою благодать в любом месте, уж точно независимо от географического расположения монастыря или приходского храма — это Его святая воля. А направлена она туда, где совершается искренняя горячая молитва.
?Часто видела, как люди в Дивееве молятся у Царской лиственницы. Можно ли молиться у дерева и считать его святыней?
— Молиться Богу можно в любом месте. И особенно благодатна молитва в местах, отмеченных так или иначе Божиим присутствием. Святая блаженная Паша Саровская, известная своими предсказаниями, во время торжеств 1903 года по перенесению в монастырь мощей Серафима Саровского поведала государю Николаю II и его супруге о том, что у них родится наследник. А также о том, что случится революция, война, предрекла конец династии. Через год родился цесаревич Алексей. И была посажена в память о рождении наследника лиственница за святой монастырской Канавкой, которая со временем и получила название Царственной лиственницы. Так почему бы не помолиться возле этого дерева? Не оно святыня, оно лишь безмолвный свидетель чудесных событий. Это как с иконами. Вот что говорил святитель Феофан Затворник: «Некоторые иконы бывают чудотворными, потому что Богу так угодно… Сила тут не в иконах и не в людях прибегающих, а в Божией милости…» И еще он же: «Иконы… не содержат чудодейственной силы, а Господу угодно являть чудо от них или в присутствии их: или для возбуждения веры, кем-либо проявляемой, или для того и другого вместе. Затем высокое чествование сих икон уже последует естественно, как ради того, что Господу угодно было чрез эту икону явить милость Свою, так и потому, что чают и себе сподобиться той же милости пред сею иконою». Если Богу угодно являть Свою милость молящимся у Царственной лиственницы, так будем Ему за это благодарны.
?Говорят, когда идешь по святой Канавке, то нужно 150 раз прочесть Богородицу — такое правило. А если не успеешь прочесть, пока идешь?
— Сам преподобный Серафим говорил: «Кто Канавку пройдет да 150 раз произнесет про себя молитву «Богородице Дево, радуйся», тому здесь будет и Афон, и Иерусалим, и Киев». Но, конечно, ничего не случится, если вы прочтете молитву 200 раз или не успеете прочесть 150 раз. Главное, чтобы вы твердо верили, искренне молились, и будет вам явлена Божия милость.
?Слышала, что с богородичной Канавки нужно обязательно взять земли, она излечивает от всех болезней. Это правда?
— Есть такая добрая традиция. Землю с Канавки паломники берут с собой, прикладывают к больным местам, получая по Божией милости исцеление. Святую Канавку сооружать начали еще при жизни преподобного Серафима, которому это повелела сделать Царица Небесная. Богородица 12 раз являлась старцу. Он наказывал, как устроить Канавку, говорил, что «земелька эта будет как золото цениться», потому что по Канавке каждый день проходит Богородица, Она взяла Дивеево в Свой Четвертый удел. Старец называл Канавку «оградой до небес», надежной защитой верующим от антихриста, когда настанет его время.
И на отдых — с пользой для души
В предстоящем летнем сезоне Паломнический центр Нижегородской епархии организует две поездки к святыням и памятным местам Абхазии. Дни посещения мест для молитвы чередуются с возможностью отдохнуть на морском побережье.
Эту страну называют Страной души, по-абхазски Апсны. Абхазия — место проповеди апостола Андрея Первозванного, поэтому день памяти святого — 13 декабря — является престольным праздником Пицундского Патриаршего собора, где располагалась кафедра епископа Стратофила, участника Никейского собора 325 года. Храм, который ведет свою историю с начала X столетия, — уникальный памятник византийской архитектуры. Его стены хранят фрагменты средневековой фресковой живописи. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница с двумя гробницами, устроенными апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
Паломники посещают не только Патриарший собор, но и Новоафонский Симоно-Кананитский мужской монастырь XIX века. Святой Симон Кананит, как и святой Андрей Первозванный, входит в число 12 апостолов. Его также знают под прозвищем «Зилот». В переводе с греческого и арамейского его имя означает «ревнитель», то есть благочестивый человек, ревностно следующий иудейскому закону. Согласно преданию, Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Армении, Абхазии, Месопотамии и Ливии.
Комплекс Симоно-Кананитской обители состоит из шести храмов, самый величественный из которых — собор в честь святого великомученника Пантелеимона, возведенный в 1900 году. Пятикупольный храм выполнен в неовизантийском стиле, внутри украшен фресками начала прошлого века работы палехских и московских мастеров. На стенах и сводах изображены библейские сюжеты, святые и апостолы, а в центральном приделе — Пресвятая Богородица. Паломники могут прогуляться по Царской аллее, представляющей собой ряд кипарисовых деревьев, высаженных в память о посещении этой обители семьей императора Александра III в июне 1880 года, а также подняться на Иверскую (Анакопийскую) гору, где находилась древняя столица Абхазского царства — Анакопия. Они посещают храм Симона Кананита, воздвигнутый на месте погребения апостола, и его келию — пещерку в горах, а также крепость Аббата в Гаграх, на территории которой находится храм Ипатия Гагрского, где абхазы приняли святое Крещение.
Поездки в Абхазию запланированы на август и сентябрь 2025 года. (Подробнее на palomnik.nne.ru).
Материалы подготовили протоиерей Владимир Гофман, Дарья Петрова
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.