Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Агрессия тела против души
17:39, 23 апреля 2015

Агрессия тела против души

А вы знали, что умерших от объедения при разговлении на Пасху запрещено отпевать? А вы знали, что страсть чревоугодия, одна из восьми страстей, называется «коренной» страстью? Только ли в многоядении она состоит? Чем опасно угождение плоти? Не этим ли мы и заняты большую часть своей жизни?

Многим эта страсть представляется лишь как обжорство. Не страдая этим, люди считают себя свободными от страсти чревоугодия. Как мы помним, страсть — это когда что-либо, что не Бог, становится для нас богом, становится идолом.

К частным проявлениям страсти некоторые еще относят пьянство, наркоманию, курение.

Но здесь вопрос спорный. Насколько увлечение опьяняющими состояниями, «полетами в виртуальную реальность» можно соотнести с угождением плоти?

Но однозначно, что по действию своему это услаждение различными препаратами и средствами, вызывающими наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающими, расслабляющими и одурманивающими, — это тяжелейший грех, ведущий к гибели человека. А от чего конкретно это происходит: от собственно ли наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ или тюремного чифиря, слушания одурманивающей музыки — не столь важно.

Чревоугодие называют по-другому плотоугодием. И тогда в это понятие входит искание всевозможных удовольствий, покоя, неги. Чревоугодие подразделяют на подвиды (следует оговориться, что само чревоугодие есть нарушение второй заповеди, один из видов идолопоклонства). Так как чревоугодники возвышают чувственное удовольствие, то, по слову апостола Павла, «их бог — чрево» (Флп 3: 19), то есть чрево — их кумир, идол.

Чревоугодие есть вражда на добродетель воздержания. Воздержание же есть естественное и необходимое состояние человека, что было свойственно человеку даже еще в раю, до греховного падения. Естественное воздержание предполагает разумное и полезное ограничение по трем направлениям: качество пищи, количество пищи и время принятия. Так вот, подвиды чревоугодия бьют по всем этим направлениям.

Тайноядение — употребление пищи тайком, из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды, стремлении скрыть свой порок, избегании общей трапезы. Члены семьи по одному заходят на кухню и кушают, а если приходит кто-то — раздражаются, словно их застигли не на кухне, а, извините, в санузле. Сюда же относится и раноядение — когда человек, едва проснувшись, принимается за еду, еще не испытав чувства голода. Еда раньше общей трапезы, ранее окончания богослужения.

Словом, превыше всего — коллективная трапеза. Всякая семья должна к этому стремиться.

Сластолюбие — любовь к сладостям как в пище, так и в жизни, желание жить в чувственных наслаждениях.

Гортанобесие или лакомство — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями (гурманство). Здесь человек готов поступиться количеством пищи, съесть совсем чуть-чуть, но выбрать поизысканнее. Человек думает только о грядущих трапезах, составляет меню, ищет в магазинах деликатесы, тратит на лакомства все деньги.

Чревобесие — страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Это ненасытное желание пищи, это агрессия тела против души, постоянное домогательство чрева, которое, как жестокий мытарь, требует от человека непомерной дани, это безумие чрева.

Многоядение — употребление пищи в количестве, превышающем естественные потребности организма.

Последние два пункта очень близки, но можно отметить, что при чревобесии присутствует психологическая зависимость от высокопитательной, жирной, концентрированной пищи. Этот сбой в правильном пищевом поведении чаще всего лежит в основании заболевания ожирением. А во втором случае человеку неважно, чем набить утробу, — хоть пустой картошкой, но съесть ее  ведро.

Есть грехи, родственные чревоугодию. Например, ропот на пищу, недовольство, принятие пищи без благодарения Богу, питающему нас, без молитвы, без благоговения, с непристойными шутками, сквернословием, спорами, бранью.

Как же бороться с  этой страстью?

В отношении сильной страсти, которая, как и блуд, имеет опору в нашей природе, а потому и именуемой «коренной», что служит началом, прологом и топливом для других страстей, преподобный Иоанн Лествичник так пишет в своей знаменитой «Лествице»:

«Имея намерение говорить о чреве, если когда-нибудь, то теперь наиболее, предположил я любомудрствовать против себя самого; ибо чудно было бы, если бы кто-нибудь, прежде сошествия своего во гроб, освободился от сей страсти».

Вот насколько трудна победа над ней.

Общее правило в противостоянии чревоугодию, как и всякой другой страсти, состоит во всяческом противлении ей, а именно — в упражнении в противоположных ей добродетелях. Страсть умаляется только по мере сопротивления ей. Без борьбы, а уж тем более по мере уступок она растет и крепнет в человеке.

Преподобный Иоанн Лествичник советует вооружаться на чревоугодие следующими средствами:

— Прекословием помыслам чревоугодия. Борьба на уровне отвержения помыслов.

— Молитвой об избавлении и просьбой помощи в борьбе с этой страстью.

— Разумным посильным постом, позволяющим полюбить состояние воздержания. Чрезмерный пост приводит только к срыву.

— Памятью смертной.

— Памятью о суде и вечном воздаянии за грехи.

— Чтением мест Писания и отцов против этой страсти.

— Установлением режима для принятия пищи.

— Выработкой правильного стиля пищевого поведения и пищевых привычек.

— Покаянием за всякое угождение чреву. Срывы бывают у всех, даже искусных. Важно после падения как можно раньше встать и продолжать идти, то есть покаяться, а не пребывать в унынии без покаяния.

— Осознанием своей лютой немощи и бессилия в борьбе с чревоугодием и испрашиванием на этом основании у Бога помощи в преодолении страсти.

Преподобный поставляет победу над чревом на 14‑ю ступень своей 30‑ступенчатой лестницы для духовного восхождения. Прежде чем добиться окончательной победы над чревом, должно обуздать и победить в себе такие страсти: гнев неразумный, памятозлобие, злословие и клевету, многоглаголание, ложь, уныние и леность.

Дмитрий Романов

Картина: Иероним Босх. Семь смертных грехов. Деталь «Обжорство», 1475–1480 гг.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на  сайт Нижегородской митрополии обязательна.