Главная > Читая Писание > Благовестие неизреченной тайны
«Ведомости Нижегородской митрополии» 9 (207) 21:31, 31 мая 2021

Благовестие неизреченной тайны

Два аспекта Рождества Христова
Бегство в Египет

С 18-го стиха 1-й главы своего Евангелия апостол Матфей повествует о Рождестве Господа Иису­са Христа. Святитель Иоанн Златоуст указывает на двойственность события: вневременное рождение Бога Слова, второй ипостаси Пресвятой Троицы, и Рождество воплощенного Бога во времени, в человеческой истории. Итак, мы должны говорить о предсуществовании Сына Божиего, то есть предвечном Его бытии до Его Боговоплощения на земле.

«Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф 1:18–25).

Обмануть диавола

Благовеститель Матфей, между тем, сразу же указывает на факт обручения Девы Марии и старца Иосифа. По мнению блаженного Феофилакта, епископа Охридского, «Бог допустил, чтобы Мария была обручена… для того, чтобы Она имела защитника в несчастьях. Ибо Иосиф заботился о Ней во время бегства в Египет и спас Ее. Вместе с тем, Она была обручена и для того, чтобы скрыть Ее от диавола. Диавол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за Ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было».

Блаженный Иероним Стридонский предлагает четыре возможных причины обручения и заключения формального брака Марии и Иосифа: «Во-первых, чтобы показать происхождение Марии через родословие Иосифа; во-вторых, чтобы Она не была побита камнями как будто прелюбодейка; в-третьих, чтобы во время бегства в Египет она могла иметь защиту в лице [мнимого] супруга. Мученик Игнатий указывает еще и четвертую причину, по которой Он зачат был от обрученной; это для того, говорит он, чтобы рождение Его было сокрыто от диавола, чтобы диавол считал Его родившимся от замужней жены, а не от Девы».

Мысль новозаветная

Евангельский рассказ обращает наше внимание на внутренние колебания старца Иосифа, узнавшего о беременности обрученной ему Марии. Ветхозаветная праведность, означавшая послушание закону Моисея, данному Богом на Синайской горе, предписывала забивать блудниц камнями до смерти: «Если будет молодая девица обручена мужу и кто-нибудь встретится с нею в городе и ляжет с нею, то обоих их приведите к воротам того города и побейте их камнями до смерти…» (Втор 22:23–24).

О поступке праведного Иосифа блаженный Феофилакт рассуждает: «В то время как закон повелевает изобличать прелюбодеицу, то есть объявлять о ней и наказывать, он намеревался скрыть грех и преступить закон. Вопрос разрешается прежде всего в том смысле, что уже через это самое Иосиф был праведен. Он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона».

Святой Иосиф проявляет не ветхозаветную праведность, но новозаветное по духу человеколюбие, добродетель, которую апостол Павел в послании к коринфским христианам называл соблазнительной для иудеев (1 Кор 1:23). Архиепископ Никифор (Феотокис) делает попытку описать его сомнения: «Он не хотел ни обнаружить ее, ни постыдить в мнимом сем грехе; не хотел однако и жить с нею, — восхотел тайно с нею разрешиться».

Оправдание свыше

В этот момент, когда Пресвятая Богородица особенно нуждалась в защите и покровительстве законного обручника, Промысл Божий вмешивается в развитие событий: через Ангела Господь указывает Иосифу на сверхъес­тественное воплощение Мессии через Деву Марию и определяет его служение Всевышнему — быть хранителем и служителем обрученной ему. По толкованию Златоуста, Сама Мария не оправдывалась перед Иосифом, ожидая оправдания за Себя от Бога. Явление Иосифу Ангела перечеркнуло все его сомнения.

Безусловно, Иосиф, как и каждый ветхозаветный иудей, знал о том, что обещанный Богом праотцам Христос произойдет из рода Давида. На это очевидно указывает пророк Исайя, когда говорит об отрасли от корня Иессея, отца Давида: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его — истина.Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Гос­пода, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, — и покой его будет слава» (Ис 11:1–10).

Именно по этой причине Ангел, явившийся во сне Иосифу, подчеркивает его принадлежность к потомкам царя Давида.

Затем Ангел свидетельствует о том, что, приняв Марию, Иосиф не нарушит закон Божий, не оскорбит Всевышнего покровительством прелюбодеице. Напротив, называет Ее женой Иосифа, указывая на Ее непорочность перед ветхозаветным законом. Епископ Охридский Феофилакт указывает, что «Она не только далека от незаконного смешения, но и зачала неким Божественным образом, так что Иосифу надлежит более радоваться [возможности заботиться о Ней и покровительствовать Ей как законный супруг]».

При этом право наречения имени остается за Иосифом как законным супругом Марии, а также и отцом, по иудейскому закону, Ее Сына.

Иисус и Еммануил

Ангел называет имя, которым должен быть назван Мессия, — Иисус. Он ясно говорит о мессианском достоинстве Сына Марии, а также, по мнению Феофилакта Охридского, разъясняет смысл Его имени: Иисус значит «Спаситель, «ибо Он, сказано, спасет людей Своих» — не только иудейский народ, но и язычес­кий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, Кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно Одному только Богу».

Показывает Ангел и принадлежность всего происходящего к предвечному Божественному замыслу о мире и спасении людей — приводит пророчество Исайи о воплощении Мессии от Девы (Ис 7:14). Евангелист Матфей буквально цитирует этот текст из книги великого пророка, указывая на Божест­венное происхождение самого пророчества: «Не сказал «реченное Исайей», но «Господом», ибо не человек говорил, но Бог устами человека, так что пророчество вполне достоверно».

Уместно здесь рассмотреть и расхождение именований Мессии в пророчестве и в истории новозаветной: Еммануил и Иисус. Это не одно имя, звучащее по-разному на разных языках, как Иисус и Спаситель — это два разных имени, имеющих различные значения. Вот как разъясняют этот момент толкователи.

Архиепископ Никифор (Фео­токис) выстраивает логическое доказательство: «имя Еммануил то же значит, что Иисус. Ибо когда Бог пребывает с нами, есть Спаситель наш, и мы спасены». Епископ Охридский Феофилакт находит ответ в Священном Писании Ветхого Завета: «Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Хрис­том? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз» (Ис 8:3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, — прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела».

Далее по тексту Евангелия мы видим, что Иосиф проявляет свойственные ему благоразу­мие, мудрость и послушание. Он в точности исполняет все сказанное Ангелом, оберегая Деву Марию как законную супругу и соблюдая Ее девственную чистоту.

Иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.