Главная > Читая Писание > Человек или Бог?
«Ведомости Нижегородской митрополии» №11 (233) 20:59, 17 июня 2022

Человек или Бог?

Мессианские беседы Спасителя с учениками

Приближалось время крестной смерти Спасителя, и Он желал приготовить Своих учеников к великим событиям, которые станут для них временем особых испытаний. В этот период земной жизни Христос стремился чаще бывать наедине со Своими учениками, вдали от больших городов, многочисленных толп народа и враждебно настроенных к Нему иудеев.

Таким местом стали окрестности Кессарии Филипповой, города, прежде называвшегося Панеей. Он был расширен, укреплен и украшен тетрархом Филиппом и переименован в Кессарию в честь римского императора (кесаря) Тиверия. Филипповой она называлась для отличия от другой Кессарии — Палестинской, или Стратоновой, находившейся на берегу Средиземного моря.

Исповедание Петра

«Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф 16:13). Если учесть, что наименование «Сын Человеческий» благодаря пророческим писаниям Даниила стало синонимом Мессии, смысл вопроса таков: «Признали ли люди Меня Мессией, каковым Я являюсь?» Христос, конечно же, знал, кто и как почитает Его. Цель вопроса была иной: Господь хотел поставить апостолов перед необходимостью самим для себя ответить на вопрос, кто Он для них: Учитель, пророк, Мессия; человек или Бог?

Апостолы отвечали Христу, что в толпе о Нем различные мнения. При дворе царя Ирода Антипы Его считают за воскресшего Иоанна Крестителя, народ же видит в Нем одного из посланных Богом ветхозаветных пророков: Илию, Иеремию и других. Тогда Господь уже прямо спрашивает их: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16:15).

Петр, которого Златоуст именует «устами апостолов», от имени всего сонма двенадцати исповедует Божественное достоинство Христа: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф 16:16). В греческом тексте всех трех Евангелий перед именем «Христос» стоит определенный артикль, указывающий на то, что Спаситель — Помазанник в собственном смысле слова  — единственный и истинный Мессия. Ученики признали в Иисусе Сына Божия потому, что в делах Его видели дела Самого Бога. И хотя не понимали всей полноты откровения о Христе, но верили, и вера давала им знание. Таким образом, Сам Бог, открывшийся в делах Иисуса, вразумил апостолов, что Он есть действительно Мессия.

«Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф 16:17). Выражение «плоть и кровь» означает всего человека, с присущими ему слабостями и немощами, в противоположность совершенному Богу.

Камень основания Церкви

«И Я говорю тебе, — продолжает Христос, — ты Петр (Πέτρος), и на сем камне (πέτρα̨) Я создам Церковь (ἐκκλησίαν) Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Блаженный Феофилакт поясняет: «Так как Петр исповедал Христа Сыном Божиим, то Он говорит: это исповедание будет основанием верующих, так что каждый, кто намеривается строить здание веры, положит в основание это исповедание».

Таким образом, Церковь созидается Хрис­том не на личности Петра, что логически привело католических богословов к оправданию примата римского папы, а на Своей личности, на вере в Него как Сына Божия. В греческом тексте употреб­лены два разных слова: Πέτρος и πέτρα̨, что не одно и то же.

В Новом Завете немало других свидетельств о Христе как о единственном Камне — основании Церкви. Так, после изложения притчи о злых виноградарях Христос приводит книжникам и фарисеям ветхозаветное пророчество о Себе (Пс 117:22–23): «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших». Апостол Павел в I Послании к Коринфянам свидетельствует: «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор 3:11). Да и сам Петр в своем соборном послании «Камнем Живым» называет вовсе не себя, а Самого Христа. (См. 1 Петр 2:4–6).

Если Церковь Господь здесь уподобляет зданию, то и ад образно представляется как здание или город с воротами. Понятно, что здание одно против другого не может вести борьбы — ее ведут живущие в нем люди. У ворот города в древности собирались старейшины, здесь происходили народные собрания и совещания, на которых решались важные вопросы, в том числе связанные с военными действиями. Таким образом, Господь предсказывает в будущем постоянную борьбу сил ада с Церковью и, несмотря на это, ее неодолимость.

Ключи Царствия

После слов об основании Церкви Господь говорит Петру: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф 16:19). Понятие Царства Небесного также соответствует здесь понятию Церкви, но это наименование более указывает на невидимую и вечную сторону этого понятия.

«Обладание ключами здания, — пишет епископ Михаил (Лузин), — предполагает свободный доступ в здание и даже распоряжение в нем; вручение ключей поэтому есть дарование права входить в здание, распоряжаться там, впускать туда или не допускать других». Таким образом, под ключами здесь можно разуметь право отпускать грехи.

Петр действительно получил его позднее, но не только он один, а все апостолы. «Приимите Духа Святого, — скажет им воскресший Христос, — кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:23). Слова, сказанные недавно Петру, позже Он обратит ко всем апостолам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18).

В заключение Матфей приводит слова Спасителя о запрете разглашать тайну о том, что Он есть Христос. Это достаточно сложно понять, если разуметь под этим лишь утверждение, что Иисус есть обетованный Мессия. Апостолы совсем недавно вернулись с проповеди, во время которой, конечно же, свидетельствовали о Христе. Вскоре Господом будут посланы на проповедь еще 70 апостолов, и странно было бы думать, что они, возвещая Евангелие Царствия, будут молчать о пришествии Мессии.

Запрет, по всей видимости, касается всей тайны личности Христа, особенно относящейся к искупительным страданиям. О них сейчас будет говорить Христос апостолам, и весть о страдающем Мессии даже покажется им непонятной и соблазнительной.

Подготовил иерей Иоанн Евдокимов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.