Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Мнения > Чем грозит цифровая цивилизация
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (171) 18:57, 12 августа 2019

Чем грозит цифровая цивилизация

31 июля в Сарове в Доме ученых Российского федерального ядерного центра состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с учеными, государственными и общественными деятелями. За круглым столом на тему «Построение новой реальности: передовые технологии и духовное обновление» говорили о цифровых технологиях и духовном совершенствовании человека: возможно ли их гармоничное соседство?

Митрополит Георгий:

— На саровской земле, где соседствуют Российский фе­де­ральный ядерный центр и Свято-Успенская пустынь, за последние годы сложилась доб­рая традиция плодотворного диалога и сотрудничества представителей науки и Церкви. На площадке Саровского духовно-научного центра проходят дискуссии по проблемам, касающимся национальной безопасности, стратегической стабильности, духовных основ современного общества. Здесь встречаются маститые ученые, представители духовенства, государственные и церковные деятели, политики и молодые ученые.

Актуальность обсуждаемой сегодня темы несомненна. Быстро меняющийся мир, в котором появляются совершенно новые технические возможности, все более остро ставит перед обществом вопросы нравственной ответственности за последствия использования новейших технологий. При возрастающих рисках злоупотребления плодами научных достижений возникает необходимость искать средства защиты от увеличивающихся угроз, направленных как на отдельного человека, так и на целые государства. Обращение к православной духовно-нравственной традиции позволяет многим выяснить для себя принципиально важные аспекты христианской антропологии, без знания которых трудно установить верные нравственные ориентиры в поиске решения данной проблемы.

Патриарх Кирилл:

— На протяжении веков одной из важнейших функций религии было именно утверждение того или иного принципа, исходя из которого и определялось, что уместно, что правильно, что неверно и греховно.

Но с каждым годом становится все сложнее говорить о вечных истинах, именно потому, что пропускная способность канала слышания у нашего современника становится все меньше. Мы с вами живые свидетели рождения нового мифа — мифа трансгуманизма, который отражает веру в самоценность научно-технического прогресса. Идея, что только благодаря технологиям мы сможем победить смерть и болезни, социальную несправедливость и голод, даже душевное неустройство, оказывается слишком привлекательной для людей, в первую очередь тех, для кого не существует веры в Бога.

Я говорю это вовсе не для того, чтобы каким-то образом принизить значимость технологических достижений. Речь вот о чем. Не очевиден ли сегодня трагический сдвиг фокуса внимания с сущностных вопросов в сторону увлеченности технологиями? Современные дети искренне не понимают, зачем читать книги, когда обо всем есть ролики на YouTube. Главное, о чем беспокоится человек, выходя из дома, не забыл ли он свой смартфон.

Насколько сильно изменился мир за последние десятилетия… Многие изменения являются результатом технического прогресса, но все ли в этом прогрессе мы должны так прекраснодушно воспринимать и всему ли мы должны аплодировать?

Мы, люди веры, без вас, людей науки, уже не можем ответить на ставший жизненно важным вопрос: почему и как технологии превращаются из помощников в оккупантов? Почему бы нам вместе — ученым и богословам — не разработать своего рода кодекс безопасности, который описал бы здоровый, неразрушительный уклад жизни для современного человека? Не пора ли применить весь богатый арсенал христианской аскетической практики в реалиях сегодняшнего дня? И показать, как можно не растерять человечность в дебрях виртуальных пространств, сетевых игр, социальных сетей и мессенджеров?

Радий Илькаев, почетный научный руководитель РФЯЦ-ВНИИЭФ:

— Без духовного обновления невозможна нормальная жизнь, и передовые технологии в настоящее время тоже нужны, и относиться к ним нужно разумно. Наш ядерный центр с самого начала своего существования занимался их разработками. 2019 год — юбилейный для нас. Постановлением Совета министров СССР от 9  апреля 1946 года в поселке Саров было создано КБ-11 — организация по разработке в нашей стране первой атомной бомбы. А 29 августа 1949 года — 70 лет назад — атомная бомба РДС-1 была успешно испытана, тем самым монополия США ликвидирована, планы по уничтожению нашей страны предотвращены, а ядерное равновесие сохраняется до настоящего времени. Сейчас предприятие вносит большой вклад в развитие различных отраслей отечественной промышленности. Разработки ведутся на высочайшем уровне.

Хочется вспомнить кризисные 1990-е годы. Тогда именно Русская Православная Церковь одной из немногих встала на защиту ядерного оружия как гаранта безо­пасности страны. На соборных слушаниях «Ядерные вооружения и национальная безопасность России» 12 ноября 1996 года в Свято-Даниловом монастыре Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выступил с призывом к властям о сохранении российского ядерного оружейного комплекса. В то время жителям нашей страны внушали, что у нас нет врагов, а когда государство стало проводить независимую политику, оказалось, что у нас друзей не так уж много.

Виктор Садовничий, ректор МГУ имени М. В. Ломоносова:

— Мы видим, как все серьезней и опасней становятся вызовы времени. Это риски, связанные с развитием цифровых технологий, в частности опасность так называемой цифровой диктатуры, вопрос безопасности личных данных, глобализация, разработка искусственного интеллекта, проблемы экологии и прочее. И нужно думать о том, как минимизировать риски цифровой среды для духовного мира и психики человека. Уже входит в обиход термин «цифровая диктатура». Многие компании создают цифровые портреты граждан, формально не нарушая закон, охраняющий личную жизнь. Цифровые технологии используются и для воздействия на людей через социальные сети, в том числе используя их в политических целях.

Давайте вспомним строки Андрея Вознесенского: «Все прогрессы бесчеловечны, если рушится человек». Чтобы преодолеть глобальный кризис морали, наступление массовой культуры, разрушительные последствия цифровой диктатуры, необходимо полноценное гуманитарное образование. Русский язык, история нашей страны, культурно-исторические и духовно-нравственные традиции — все это относится к гуманитарному измерению жизни и личности, общества и государства. И все это составляет наше национальное самосознание, которое должно противостоять разрушительному влиянию глобализации.

Большую роль в этом может сыграть Общество русской словесности, первый съезд которого прошел в 2016 году, а второй планируется в ноябре этого года в Московском государственном университете.

Владимир Бетелин, научный руководитель НИИ системных исследований РАН, академик РАН:

— Признанный лидер по предоставлению массовых и дешевых цифровых технологий — США. В наше время культ золотого тельца стал замещаться на культ тельца цифрового. Лихорадка началась более 20 лет назад, а  апофеоз наступил в последние годы — сформировались массовые рынки современных, дешевых, короткоживущих услуг. Это доставка потребителю информации и товаров массового спроса — высокотехнологичного ширпотреба. Одна из шести минут жизни человека проходит в интернете, 1,2 миллиарда пользователей, включая наших соотечественников, ежедневно тратят на соцсети в среднем 50 минут, американцы в возрасте от 35 до 50 лет открывают смартфон 150 раз в день. Этот культ очень опасен. Это оружие, пожалуй, не менее опасно, чем атомное. Эти люди воспитаны определенным образом, ими легко можно манипулировать. А что получила Америка как лидер движения? Мощь ведущих четырех цифровых компаний, расположенных в США, проявляется в уничтожении конкуренции и сокращении рабочих мест (таким образом снижаются внутренние расходы). Основные богатства сосредоточены в руках небольшого количества людей, остальные беднеют. Цифровая лихорадка захватывает и Россию. И нам нужно этим заниматься.

Патриарх Кирилл:

— Что меня реально беспокоит в истории с  цифровой цивилизацией? Она способна максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать ограничения. А методы воздействия значительно упрощаются. Например, получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент она может быть заблокирована — не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть ее по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам. Чем больше мы опираемся на цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности свою свободу. На этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных средств идентификации. Церковь озабочена человеком, его жизнью и свободой.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.