Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Чтение с препятствиями
«Ведомости Нижегородской митрополии» №19 (217) 12:30, 26 октября 2021

Чтение с препятствиями

Шесть из тысячи недоумений при встрече со Священным Писанием

Практически в каждой христианской семье есть Биб­лия — самая читаемая и самая издаваемая книга в мире. Само слово «Биб­лия» греческое и означает «книги». Это собрание книг, написанных разными людьми в разное время и разделяемое на две большие части: написанный до Рождества Христова Ветхий Завет и Завет Новый. Первый рассказывает о подготовке человечества к пришествию Бога во плоти, второй — о служении Иисуса Христа и первых годах жизни святой Церкви. Понять Священное Писание с первого раза не всегда легко, возникает много вопросов и недоумений. Некоторые из них мы попросили разъяснить настоятеля Крестовоздвиженского храма села Катунки Чкаловского района протоиерея Владимира Гофмана.

Почему начало общественного служения Иисуса Христа пришлось на возраст, когда Ему было 30 лет, а не раньше? Знал ли Он в пору Своего взросления, что является Сыном Божиим, или узнал об этом позднее?

— Следует помнить, что Хрис­тос был Богочеловеком, Божественное в Нем присутствовало всегда вместе с человеческим. Достигнув «взрослого» возраста, Он выходит на общественное служение, перед тем принимая Крещение от Иоанна Предтечи. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя 30 лет? Потому, что после этого Крещения Ему надлежало уже упразднить Закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет Закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновенно способен ко всяким грехам». Именно так предстояло, по замыслу Божественному, «исполнить всякую правду» (Мф 3:15),  то есть исполнить Закон, в Своем Лице «пред-очистив человечество в водах Иорданских». А дальше начнется его служение людям, учение, создание Церкви, Голгофская жертва и чудесное Воскресение.

В 6-й главе Евангелия от Луки Иисус говорит: «Пусть мертвые хоронят своих мертвецов». Каково правильное толкование этих слов? С человеческой точки зрения их трудно понять, ведь сказаны они человеку, который потерял отца и хочет (должен!) его похоронить.

— Святитель Лука Крымский объясняет слова Иисуса так: «Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и все, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы. На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни…» Другие толкователи объясняют непривычные для нас слова Христа так же: есть люди, занятые лишь земными делами, они и займутся земным, а ты призван к небесному, к жизни вечной, для которой предназначены мы все.

Христос учил нас подставлять обидчику другую щеку, но ведь есть же ситуации, в которых нужно постоять за себя, когда, например, речь идет о реальной угрозе физическому или психическому здоровью. Мне кажется, если воспитывать в ребенке абсолютную терпимость, он не сможет защитить слабого, позволит хулиганам избить, а то и убить себя. А девочки, воспитанные таким образом, в будущем терпят побои или издевательства от мужа. Когда все же правомерно давать сдачу и как правильно в этом отношении воспитывать ребенка?

— Нужно понимать евангельские отрывки в контексте. Нагорная проповедь гласит: «Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад…» (Лк 6:25–30). Евангелия написаны тем языком, в тех понятиях, которые были присущи людям той эпохи, тех мест. Речь идет о том, чтобы не отвечать на гнев во гневе, не продолжать линию зла, своим смирением прервать его. А что Христос говорит в претории, когда Его ударил легионер? Подставил Он другую щеку? Нет. «Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?..»  (Ин 18:22–23). А вот и апостол Петр: «Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх…» (Ин 18:10). Так что не отвечай во гневе, сначала успокойся и все выясни.

Почему о воскрешении Лазаря написал только Иоанн, в то время как другие апостолы умолчали об этом событии в своих Евангелиях? В то же время у Иоанна не упомянуто о воскрешении из мертвых дочери начальника синагоги, о котором рассказывают Матфей и Марк. Почему в Евангелии встречаются такие несов-падения?

— Что такое евангельские повествования? Это записки очевидцев (кроме Луки). Каждый из апостолов-евангелистов видел события по-своему, выделял из ряда событий то, что именно ему лично казалось важным и нужным сообщить. О несовпадениях речи не идет. О некоторых событиях рассказывают все евангелисты, особенно трое первых, которых называют «синоптиками»: Матфей, Марк, Лука. Богословское Евангелие от Иоанна заметно отличается, в нем больше рассказывается о Божественной сущности Иисуса Христа.

Недавно читала Книгу Левита из Ветхого Завета, где сказано, что Господь не разрешал есть мясо свиньи. Тогда почему большинство православных едят свинину и это считается нормальным? Можно ли на самом деле есть это мясо?

— Если вы исповедуете иуда­изм или ислам, то не ешьте свиное мясо. В этих религиях традиция такая. Христиан этот запрет не касается. Основанием служит сюжет из Деяний апостолов: «На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на  землю;в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым. Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо…» (Деян 10:9–16). А главное вот что: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает…» (Рим 14:20–21).

Начала читать Библию и хотела бы параллельно читать толкование к ней, но книг на эту тему так много, что просто теряюсь. Посоветуйте, пожалуйста, автора. И еще, в какой последовательности лучше читать: с первых страниц Бытия или с Нового Завета?

— Святые отцы советуют читать Священное Писание, начиная с Нового Завета. Если говорить об элементарной помощи в понимании Библии, то нет ничего лучше книги «Закон Божий». Ну, а по мере возрастания усложнятся и толкования священных текстов. Появятся на вашем столе и «Четвероевангелие» епископа Аверкия (Таушева), и толкование святителя Феофилакта Булгарского, и, конечно же, «Толковая Библия» Лопухина, и другие. Начинать же надо с простого.

Подготовила Оксана Москвина