Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Время и мы > «Дивный новый мир» уже сегодня
«Ведомости Нижегородской митрополии» №8 (254) 11:20, 27 апреля 2023

«Дивный новый мир» уже сегодня

Что ответит Церковь, когда повседневность взывает к биоэтике?

30 марта в Нижнем Новгороде, в культурном центре Пакгаузы на Стрелке перед будущими и нынешними священниками и медиками выступал секретарь Синодальной комиссии по биоэтике, настоятель московского храма в честь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках протоиерей Александр Абрамов. Необходимость в самом широком и активном обсуждении биоэтической проблематики сегодня вызвана тем, что соответствующие события, требующие осознанной позиции, уже входят в повседневность.

Послушать гостя и узнать о проблеме из первых уст пришли митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Дальнеконстантиновский Филарет, благочинные округов, руководители отделов и другие клирики епархии, студенты семинарии и Центра подготовки церковных специалистов «Покров» имени митрополита Николая (Кутепова), студенты и преподаватели Приволжского исследовательского медицинского университета (ПИМУ), руководители и педагоги нижегородских школ, сотрудники нижегородских медицинских учреждений.

Глава митрополии отметил колоссальную важность поднятой темы:

— В наше время, когда наука далеко шагнула в разных областях знания, в том числе в медицине, в генетике, многие достижения под видом блага подталкивают людей ко греху. Впервые Церковь системно подошла к этим проблемам в основах своей социальной концепции. Благословением Святейшего Патриарха Кирилла была создана также комиссия по биоэтике с участием священнослужителей и ученых — сотрудников Российской академии наук, ведущих вузов страны. Они помогают Церкви аргументированно обозначать свою позицию, основанную на исполнении заповедей Божиих.

Православный взгляд на биоэтику последовательно выступает против евгеники XXI века, которая может иметь разные названия: трансгуманизм, улучшение свойств человека и так далее. Она может скрываться под маской милосердия, заботы о людях, но в основе ее всегда желание опрокинуть Божий замысел.

Это желание строится на определенных тезисах. Первый: человек, в том состоянии, в котором он создан, не слишком хорош. Его нужно улучшать — с помощью технических средств (например, протезов), методом генетического редактирования и так далее. Второй: для многих актуально преодоление существующих границ в области деторождения. Третий: если человек «слишком долго» живет на земле и хочет прекратить существование, ему необходимо помочь «комфортно» уйти из жизни.

ЭКО и убийство «из милосердия»

Священник объяснил, почему Церковь не одобряет экстракорпоральное оплодотворение. Возражения против этого метода основаны на том, что в результате появляется много эмбрионов, часть из которых используется, развивается младенец или младенцы, а часть или уничтожается, или находится в криоконсервации. Церковь возражает против такого подхода к человеческой жизни, живому человеческому организму.

— Криоконсервацию можно сравнить с Домом ребенка, в котором обезличенные младенцы находятся в состоянии холода, и абсолютно неизвестно, заберет ли их кто-то когда-нибудь или нет. Скорее всего, нет, — сказал выступающий. — Однажды еще один телеведущий обратился ко мне со словами: «Если вы, Церковь, так беспокоитесь об этих неиспользованных эмбрионах, заберите бракованные себе и распределите между прихожанами». Представляете, какая бесчеловечная, евгеническая позиция! Фашисты во время Великой Отечественной войны тоже уничтожали больных детей.

Избыточное количество эмбрионов — это не единственное и не главное, почему Церковь выступает против ЭКО. В процессе использования этой технологии нарушается целостность отношений между мужчиной и женщиной в контексте семьи. При таком подходе естественное рождение людей со временем может быть признано ненужным и лишним. Уже сейчас женщинам 30–40 лет в медицинских клиниках часто предлагают сохранить свою яйцеклетку. «На всякий случай», вдруг захочется ребенка, а забеременеть не получится. И это неэтичное поведение становится все более привычным. Получила распространение идея этногенеза — искусственной утробы, биомешка. Технология была активно применена по отношению к ягнятам в 2017 году.

— Проблема с искусственной утробой на самом деле социальная, — отметил священник. — Вам будут говорить: «Вы бедные люди, только люди, у которых нет денег, рожают естественным образом. Это больно, носить долго, это не гарантировано (всякое может случиться)… А искусственная утроба — здесь все под контролем медиков. И, к сожалению, эта идея завоевывает пространство. Однажды я наткнулся на конкурс школьных сочинений (!) о новейших технологиях — там было и об искусственной утробе. И написано в положительном ключе. То есть можно сделать вывод, что, к сожалению, сознание людей во многом подготовлено, взрыхлено в пользу потребительского отношения к миру. Зачем трудиться, терпеть что-то, если все можно решить с помощью технологий.

Говоря об эвтаназии, секретарь комиссии по биоэтике назвал ее, пользуясь терминологией ее сторонников, убийством из «милосердия». Они, конечно, делают и всегда будут делать акцент именно на слове «милосердие», аргументируя тем, что человек испытывает немыслимые страдания.

— Сначала эта практика относилась только к людям пожилым, — сказал отец Александр. — Потом начала охватывать другие категории людей. В Голландии и Бельгии была разрешена эвтаназия по отношению к несовершеннолетним детям с согласия родителей. Нужно было установить, что эти дети испытывают нестерпимые страдания. Хотя, по сути, как установить, нестерпимые ли? Потом стало разрешено это делать по отношению к новорожденным детям. И наконец стало допустимо проводить эвтаназию детей без согласия родителей по разрешению медиков. В этом случае решение принимают органы опеки с согласия врачей и по их рекомендации. В результате то, что вначале хотя бы имело внешний вид заботы о пожилом человеке, заканчивается тем, что младенец может быть лишен жизни по усмотрению неких специалистов.

Под биоконтролем

Секретарь Синодальной комиссии напомнил об известной книге «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли. Согласно сюжету, люди на Земле уже не рождаются естественным путем, а выращиваются в бутылях на специальных заводах-инкубаториях. На стадии развития эмбриона они разделяются на пять каст, различающихся умственными и физическими способностями — от «альф», обладающих максимальным развитием, до наиболее примитивных «эпсилонов». С момента зачатия готовятся к тем видам труда, который должны будут выполнять. Люди низших каст (будущие чернорабочие и прислуга) специально отупляются, их эмбрионы угнетаются этиловым спиртом и выращиваются с применением метода, в результате которого получаются десятки однояйцевых близнецов. Людям прививается гордость за принадлежность к своей касте, почтение по отношению к высшей касте и презрение к низшим кастам, а также ценности общества и основы поведения в нем.

— Это антиутопия. Но то, против чего выступал Олдос Хаксли, становится тем, за что теперь выступают будто бы сторонники прогресса, — отметил секретарь Синодальной комиссии. — Мало кто знает, что брат писателя Джулиан Хаксли стал основателем движения трансгуманизма и первым генеральным директором ЮНЕС­КО. Но вот что он пишет в 1941 году, когда трансгуманизмом и не пахло, а вы сопоставьте это с успехами современных биомедицинских технологий и общим направлением обработки общественной мысли. Цитирую: «Мы должны планировать нашу евгеническую политику таким образом. Нижайший слой, который, скорее всего, недоразвит генетически, слишком быстро развивается. Поэтому мы должны научить их методам контроля рождаемости. Они должны получать как можно меньше доступа к медицинской помощи, и нужно делать все для того, чтоб их дети рождались искусственным путем. Если они долго не будут находить работу, их нужно подвергать стерилизации или предлагать им такие методы, чтоб у них не рождалось детей». Тот, кто совершенно безоглядно, размышляя над возможностями современных биотехнологий, думает, что это сделано для него, очень часто упускает из виду, что он может оказаться среди членов низшей «касты». И тогда технологии окажутся направленными на то, чтобы держать его под биоконтролем.

Протоиерей Александр Абрамов коснулся и темы искусственного интеллекта, непредсказуемости последствий разработок в этой области и потому представляющих угрозу для человечества. Он особо обратил внимание на то, что Церковь поддерживает жизнь, выступает против нарушения заповеди «не убий» и нарушения естественного хода биологического развития человека, но поддерживает использование различных технологий в том случае, если они действительно применяются для блага человека и приносят пользу его телу и душе.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.