Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Душа обязана трудиться
«Ведомости Нижегородской митрополии» №6 (228) 18:55, 31 марта 2022

Душа обязана трудиться

В чем спасительное наказание для потомков Адама?

Независимо от постов и церковных праздников большинство из нас несет свои обычные труды, выполняет работу, которая приносит хлеб насущный. Преподобный Ефрем Сирин взывал: «Будем трудолюбивыми!» На вопросы прихожан, касающиеся этой темы, отвечает настоятель храма в честь Рождества Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— В Законе Моисеевом сказано, что человек должен шесть дней работать, а седьмой посвящать Богу. Почему труд имеет такое важное значение в нашей жизни? Только ли потому, что дает возможность заработать средства к существованию?

— Нет, конечно, не поэтому. Вспомним, что сказал Господь согрешившему Адаму, а в его лице всем людям, поскольку «в нем все согрешили» (Рим 5:12): «…со скорбью будешь питаться от нее (от земли) во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт 3:17–19). Значит, так заповедал нам Творец. Это с одной стороны. А с другой — «душа обязана трудиться и день и ночь», как сказал поэт, потому что без труда человек, по своей греховной природе, легко поддастся лени. Так что наказание Адама спасительно для его потомков.

— У меня есть знакомый адвентист, который принципиально не работает в субботу. И руководство идет ему навстречу. Нам, православным христианам, кажется, тоже не нужно бы трудиться в воскресный день. Но почему-то многие работают и в праздники, и в выходные, вместо того чтобы идти в храм. Правильно ли это?

— Четвертая заповедь Закона Божия гласит: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Гос­поду, Богу твоему» (Втор 5:13–14). У хрис­тиан днем покоя является воскресенье. Именно его мы посвящаем Богу. Как этот день проводят неверующие — это уж их дело: работают или у телевизора сидят. Если же верующий человек не посещает храм в воскресный день, то пусть спросит себя, почему он не следует церковному уставу, почему молчит его совесть? Или все же не молчит, но голос ее человек не желает слышать? Воскресенье объявлено в России выходным днем официально, на государственном уровне. За редкими исключениями, которые правильно назвать социальным, профессиональным послушанием человека. Для верующего же человека воскресенье — день для посещения храма. Это всем известно.

— Был период, когда я не мог найти работу, а семью нужно было кормить. Поэтому, помыкавшись несколько месяцев, устроился в первое подвернувшееся место — коллекторское агентство. И застрял. Пока ничего другого не нахожу, хотя в активном поиске. Действительно ли это так грешно? И вообще, какие профессии непозволительны для верующего человека? Слышал, что в древности даже существовали списки таких занятий.

— Какую профессию выбрать, чтобы не впасть в грех? Вопрос не праздный. Есть перечень профессий, которые канонически запрещены для священства. Для мирян такого перечня мы не найдем, но все же христианская мораль обязывает и мирянина выбирать профессию, соответствующую этой морали. Откроем Евангелие, беседу Спасителя с учениками. «Пришел в Капернаум; и когда был в доме, спросил их: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали; потому что дорогою рассуждали между собою, кто больше. И, сев, призвал двенадцать и сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк 9:33–35). То есть Иисус предлагает служить людям и Богу. Этот принцип должен стоять при выборе профессии в первую очередь. Разумеется, есть профессии, совершенно неприемлемые для христианина. Какие? В первую очередь те, которые однозначно сопряжены с грехом. Думаю, каждый их знает. Мне кажется, что и работа в коллекторском агентстве не для верующего человека. Еще надо помнить, что не место красит человека, а человек место, то есть важно отношение человека к своему делу и людям. Профессия не является безусловным препятствием на пути к спасению, но может сильно затруднить этот путь.

— Мне не нравится моя работа бухгалтера. Иногда думаю, неужели я родилась для того, чтобы целый день перекладывать бумажки? Можно уйти, переучиться. Но, во-первых, есть страх потерять неплохой доход, и в другом месте придется все начинать с нуля, а здесь я уже обладаю определенным авторитетом. А во-вторых, не убегаю ли я от того дела, которое мне предначертано? Может, это для меня «тест на смирение»?

— В идеале каждый призван заниматься в жизни тем, что он любит. Это касается и выбора профессии, и места работы. На практике так получается далеко не всегда. Но никто за нас не решит, продолжать ли делать то, что не нравится, или начать с нуля, но заниматься любимым делом. Господь дал нам свободу, ею человек распоряжается сам, исходя из своих целей, возможностей и религиозно-нравственных убеждений.

— На работе часто приходится слышать ругательства. Мои коллеги — люди в основном неверующие, для многих это привычный лексикон. Слышать тяжело, возмущаться бесполезно. Не знаю, что делать.

— Всегда есть два пути: терпеть или не терпеть. Иногда неплохо поставить хулигана на место. А вот как это сделать, зависит от обстоятельств и нашего умения противостоять греху. Готовых рецептов я не знаю.

Господь Иисус Христос указывает на строгость Божиего суда за сквернословие: «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай, кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф 5:21–22). Но тот, кто матерится, едва ли убоится геенны. Не остановят его и государственные запреты. Первый законодательный запрет на матерные выражения издал великий князь Василий III еще в 1480 году. Его сын Иван Грозный велел «кликать по торгам», чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли». Но люди продолжали материться. Даже физическое наказание не устрашило. Петр I предлагал: «кто Пресвятую Матерь Божию Деву Марию и святых ругательными словами поносит», «кто имя Божие… и службу Божию поносит, и ругается слову Божию и святым таинствам… хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскаленным железом прожжен, и потом отсечена голова да будет». Вот так.

Если вы все же выбираете путь смирения, то, возможно, вам поможет такой совет: не раздражайтесь на грешника, но молитесь за него. Таким образом, ваше смирение не будет молчаливым согласием, но попыткой наставить его на путь истины. У молитвы великая сила.

— Мой руководитель очень вспыльчивый и своих работников не уважает. Может оскорбить при посетителях. Как правильно, по-христиански вести себя в подобных ситуациях? Иногда молюсь, чтобы Бог простил его, но получается не совсем искренне. Работа, коллектив, зарплата — все нравится. Но иногда так хочется высказать шефу все в лицо и уйти…

— Апостол Павел пишет в послании к евреям: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр 13:17). Это о тех, кто действительно заботится о своих подчиненных. Верующий человек должен относиться с уважением к своему руководителю, слушаться его. В идеале — любить и молиться за него. Но начальники бывают всякие. Если руководитель, извините, самодур, то, естественно, лучше уйти. Но можно и потерпеть, сохраняя собственное достоинство. Такое терпение будет бить по самолюбию, но это ведь тоже не бесполезно для христианина. И неприятную ситуацию можно обратить себе на пользу. Одно совершенно ясно: мы призваны молиться не только за друзей, но даже и за врагов, как завещал Господь наш Иисус Христос: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф 5:44).

— Читал, что на современном Западе некоторые православные священники вынуждены пять дней в неделю работать на светской работе, а служению уделять лишь воскресные и праздничные дни. Хорошо ли священнику совмещать светскую работу и пастырские обязанности? И разрешено ли это у нас?

— Священникам допускается совмещать служение Богу с некоторыми светскими профессиями, безупречными с религиозной и нравственной точки зрения, например, с преподаванием. Дозволяется. Главное, чтобы светская работа не была в ущерб пастырскому или диаконскому служению.

Некоторыми видами деятельности священнослужителям канонически запрещено заниматься. К их числу относятся служба, предполагающая ношение и применение оружия, служба в органах исполнительной и судебной власти, адвокатская, медицинская практика, особенно сопряженная с пролитием крови. Запрещено и ведение собственного бизнеса, в особенности банковского, кредитного, страхового. Все виды торговли за исключением продажи изделий собственного изготовления представляются несовместимыми со священством. Под запретом профессиональное занятие спортом, актерская деятельность и, конечно, работа в учреждениях, сомнительных с моральной точки зрения: в игорных домах, казино, барах и т.п. Впрочем, врачебная деятельность может быть в порядке исключения письменно разрешена клирику епархиальным архиереем. Подробнее о запретах и разрешениях для священнослужителей совмещать светские профессии можно прочесть в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви».

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.