Главная > Интервью > Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан: «Нужно стучаться, и тебе откроют»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 4 (184) 15:33, 27 февраля 2020

Епископ Лысковский и Лукояновский Силуан: «Нужно стучаться, и тебе откроют»

Епископу Лысковскому и Лукояновскому Силуану исполнилось 50 лет. Избранный на молодую, вновь созданную Лысковскую кафедру в 2013 году, он возглавляет ее уже шесть  лет. Накануне своего юбилея правящий архиерей дал интервью нашей газете.

— Владыка, вы росли и учились в Сергиевом Посаде. Можно ли говорить о том, что близость Троице-Сергиевой лавры вдохновила вас на принятие духовного сана?

— Да, это действительно так. Близость к столь важному для нашей страны духовному центру не может не вдохновлять. Те, кто бывает в лавре, имеют возможность укрепиться в вере и благочестии. Познакомившись с жизнью основателя лавры — преподобного Сергия Радонежского, я полюбил его, и он стал для меня образцом для подражания. А обучение в духовной семинарии и академии помогло получить необходимое духовное образование и сделать жизненный выбор.

— Вашим духовным отцом стал архимандрит Кирилл (Павлов). Как это получилось?

— Моя мама духовно окормлялась у него. Когда мне было 10 лет, она меня с ним познакомила. С того времени я стал ходить к отцу Кириллу на исповедь и обращаться к нему за советами. Он благословил меня учиться в семинарии, дал рекомендацию на поступление. Своими мудрыми наставлениями помог мне укрепиться в вере и выбрать хороших друзей. Отец Кирилл обладал прекрасным даром рассуждения, большим житейским опытом, был духовником трех патриархов, многих архиереев, священников и мирян. Он был настоящим старцем и человеком святой жизни. Его проповеди отличались глубоким содержанием. Он был внимателен к своим духовным чадам, умел дать правильные практические советы и открывал для них волю Божию.

— Как отнеслись родители к вашему решению стать монахом?

— Они согласились с моим выбором.

— Пятнадцать лет вы возглавляли Свято-Троицкий Сергиев Варницкий монастырь в Рос­тове Великом, на ваши плечи легли заботы о его возрождении. Что вам дал этот опыт?

— Действительно, за 15 лет служения в Варницком монастыре я многому научился. Получил замечательный опыт участия в монастырском богослужении и в совершении таинств, жизни в братстве святой обители, опыт миссионерской и духовно-просветительской работы; строительства и реставрации, которые проходили в обители. Участвовал в создании и развитии православной гимназии, в самом процессе образования и воспитания  подрастающего поколения. Познакомился с интересными людьми, приобрел новых друзей. Посещал святые места ярославской земли и соседних регионов, участвовал в праздничных богослужениях в честь святых, в земле ростовской и ярославской просиявших, получил более глубокое знакомство с их жизнью, подвигами и творениями.

В 1930-е годы Варницкий монастырь был закрыт и разграблен. Главный его храм — Троицкий собор — был взорван. Стены разрушены. Второй храм превратили в гараж, потом в курятник; через монастырь была проложена дорога, рядом построили птицефабрику. Когда я приехал туда в 1998 году, то испугался. Отправился в Троице-Сергиеву лавру к своему духовному отцу за советом. Он меня успокоил и вдохновил на труды, сказав словами Самого Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7:7–8). Эти слова стали для меня девизом. После молитв и обращений к доб­рым людям за помощью нам удалось вместе с братией, строи­телями и благотворителями восстановить святую обитель. Впоследствии мы реализовали духовно-просветительский проект по созданию при монастыре православной гимназии с пансион­ным проживанием. И сегодня Варницкая гимназия насчитывает 430 выпускников, из которых 52 уже стали священниками, а 29 — диаконами, многие продолжают обучение в духовных академиях и семинариях, высших учебных заведениях.

— Чем примечательна возглавляемая вами Лысковская епархия?

— Она объединяет 18 районов на юге и востоке Нижегородской области. В настоящее время на ее территории расположено 287 храмов. В нашей епархии совершают свое служение 87 священников и восемь диаконов.

Главная наша святыня — Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь, богатый духовными традициями и историей. Он основан в 1435 году преподобным Макарием и расположен на левом берегу Волги. Преподобный Макарий был и остается одним из особо почитаемых святых, прославленных Русской Церковью. Особое географическое положение обители сделало ее в XVII веке опорным пунктом при заселении Нижегородского края. У стен монастыря встречались суда, плывущие вниз по течению, с теми, которые шли из устья Волги. Поэтому здесь, на середине волжского пути, и закрепилась знаменитая Макарьевская ярмарка. На протяжении столетий этот монастырь, прежде мужской, а в наши дни — женский, был одним из важнейших духовных центров на Руси. XVII и XVIII века были временем его расцвета. Из его стен вышли такие знаменитые церковные деятели, как Святейший Патриарх Никон, архиепископ Тобольский Симеон, митрополит Рязанский Илларион, святитель Суздальский Илларион, епископ Коломенский Павел.

— Вы регулярно встречаетесь с молодежью Лысковского райо­на. Какие у вас впечатления от бесед с молодыми людьми?

— Я радуюсь этому общению, особенно с теми молодыми людьми, которые посещают храмы, стремятся жить по заповедям Божиим, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. К сожалению, есть и те, кто ленится в делах духовных, подвержен воздействию информационных потоков, удаляющих человека от Бога и святой жизни. Вместе со священниками, педагогами и родителями этих молодых людей мы ищем способы вернуть их к жизни праведной. Тех, кто много времени проводит в интернет-пространстве, мы стараемся заинтересовать душеполезными публикациями на проверенных сайтах. Рассказываем о телеканалах «Спас», «Союз» и «Радость моя», предлагаем к просмотру ролики и беседы известных священников. Особое внимание мы уделяем тем молодым людям, которые приняли решение готовиться к священническому служению.

Пожалуй, особенностью работы нашей епархии по воцерковлению молодежи стал проект «Юный златоуст». Хотя придумали его не мы. Сама идея была заимствована у святителя Димитрия, митрополита Ростовского, который создал в Ростове Великом духовное училище и особое внимание уделял ораторским способностям его учеников. А митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, служивший в северной столице в 1990‑е годы, стал для нас непосредственным вдохновителем. В одном из своих воспоминаний он рассказывал о том, как его духовный отец давал ему в молодые годы задание учить наизусть жития святых и пересказывать их народу в храме.

Понимая важность подготовки будущих служителей алтаря и проповедников Слова Божия, наши священники сейчас тоже дают юношам задание подготовить проповедь для произнесения ее в храме. Вместе с молодыми людьми они выбирают житие святого, помогают правильно составить текст проповеди. Или же, не имея времени на непосредственную подготовку молодого человека,  поручают это диакону, педагогам или грамотным и опытным в ораторском искусстве прихожанам. Юный проповедник выполняет задание к указанному сроку, дома тренируется, достигая качественного произнесения. Его слушают родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, друзья.

Когда проповедь наконец хорошо подготовлена,  молодой человек получает благословение произнести ее в храме, например, в субботу вечером после всенощного бдения или в воскресенье утром после литургии. Священник благословляет проповеднику облачиться в стихарь. Сам батюшка внимательно слушает проповедь «юного златоуста» вместе с народом. После ее прослушивания делает к ней свои комментарии, дополняет собственными поучениями. Потом священник предлагает прихожанам оценить работу юного проповедника. «Что поставим? Какую оценку?» — спрашивает он. «Пять. Пять», — обычно отвечают в народе.

Мы делаем видеозаписи проповедей молодых людей, чтобы затем разместить их в интернете. Эти ролики просматривают и слушают друзья, знакомые, родственники наших ораторов, даже директора и учителя школ.

— Проект «Юный златоуст» развивается в вашей епархии с 2016 года. В чем вы видите пользу подобной практики?

— Эта польза очевидна. Во‑первых, молодой человек глубоко изучает жизнь святых и не просто читает о них, но и учит их житие наизусть. Во‑вторых, можно не сомневаться, что, произнеся за свои школьные и студенческие годы 20, 30, 40 таких проповедей, он не только принесет пользу слушателям, но и приобретет для себя бесценное сокровище знаний и пример благочестия, которые останутся с ним на всю жизнь. В‑третьих, святые тексты помогают правильному развитию речи. Замечено, что многие школьники и студенты затрудняются четко и грамотно формулировать свои мысли, пересказывать события, обобщать их и делать выводы. Такие проповеди помогают исправить эту ситуацию. В‑четвертых, они развивают память и заполняют ее святым содержанием. В‑пятых, приобретается смелость, умение говорить громко и грамотно, обращаясь к большому числу слушателей, что в дальнейшем пригодится во взрослой жизни. Наконец у молодых людей, находящихся в храме и слушающих проповеди сверстников, появляется желание подражать «юным златоустам». Мы развиваем и используем способности молодых людей во славу Божию, на пользу людям и им самим.

— Что вас как архипастыря больше всего заботит в приходской жизни? Что, по-вашему, должно стать предметом особого попечения клира и мирян?

— Евангельское просвещение людей и всестороннее возрождение духа общинности в наших храмах, а также воспитание детей и молодежи на основе свято­отеческих принципов.

Подготовила Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.