Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Гадкий гаджет?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 12 (96) 15:41, 24 июня 2016

Гадкий гаджет?

В январе этого года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов предложил ограничить использование гаджетов в школе. По его мнению, нововведение смогло бы защитить детей от вредной информации в стенах учебного заведения. Многим инициатива пришлась по душе. Однако предложение не поддержало Министерство образования. Там отметили, что интернет активно используется в учебном процессе. Да уж, стало традицией, что старшеклассников ежегодно удаляют с ЕГЭ за использование сотовых телефонов. Шутки шутками, но, может, не будь у школяров в портфелях телефонов и планшетов, и дети были бы здоровее (вред для зрения и психики доказан наукой), и качество образования повысилось бы? Об этом мы решили сегодня поговорить.

Николай Лезов,Лезов
директор школы поселка Красная Слобода Борского городского округа:

— Я уверен, что правила использования гаджетов в учебных заведениях должны вводиться. У нас простая сельская школа. Все дети знают, что пользоваться сотовым телефоном (с выходом в интернет или без него) можно только в перемену. Это личное время. Пожалуйста, пользуйся. Но во время урока телефон должен быть отключен. Не должны дети на уроке переписываться в соцсетях или искать там ответы на вопросы тестов. Пользоваться гаджетами на уроках нельзя! Это правило принято на педагогическом совете, и родительский комитет его поддержал.

Если же ребенок нарушил запрет, телефон изымается, передается директору школы и возвращается только родителям. Такая постановка вопроса вырабатывает у учеников определенный стиль поведения.

Просто запрет на использование гаджетов ничего не даст, нужно вводить определенные правила игры и следить за их выполнением.

ЛадошкинаАлена Ладошкина,
студентка Нижегородского архитектурно-строительного университета:

— Я думаю, что гаджеты в школе не настолько необходимы, что их нельзя было бы запретить. Потому что люди раньше как-то учились без этого. Компьютер, интернет — только инструменты.

Но телефон как средство связи в школе, я думаю, допустим. Конечно, если телефон будет использоваться не на уроках, а на переменах. Ведь дети маленькие, родители за них беспокоятся, как дошли до школы, например. А доступ в интернет… В нашей школе, по крайней мере, учителя никогда не задавали на уроке найти что-то в интернете. Взять что-то из сети можно и дома. Да и там, думаю, родители должны контролировать ребенка. Зависимость, вредная информация, посаженное зрение — это же все есть.

Учились же раньше по книгам. Говорят, сейчас учебников много, тяжело носить рюкзаки. Но, если мы заботимся о детском здоровье, может, лучше пересмотреть школьные программы? Нужен ли такой большой объем информации? Ведь сколько было в прошлом высокообразованных людей и сколько в современном мире невежд с планшетами под мышкой…

ХудинПротоиерей Евгений Худин,
руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии:

— Все хорошо в меру, в том числе и технические средства. Современное образование невозможно представить без электронных устройств, интерактивных досок, мультимедийных презентаций.

Сейчас, когда компьютеры и интерактивные доски уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса, появляется все больше и больше гаджетов, которые могут помочь детям во время учебы. Но возникает другая проблема — под прикрытием учебы дети «сидят» в социальных сетях, играют и смотрят сериалы прямо во время занятий.

Дети даже по телефону общаются меньше, не говоря уже о живом общении. Они либо пишут смс-сообщения, либо общаются через другие ресурсы. И как результат: книги не читают, шариковыми ручками не пишут. Что в итоге приводит к падению качества обучения. У детей снизился уровень логического и конкретного мышления. Единицы стремятся добыть знания своим мыслительным трудом, большинство же использует готовые интернет-шаблоны.

Поэтому я считаю, что персональные гаджеты, скорее, мешают образовательному процессу. Для использования на уроке подошли бы специальные устройства с ограниченными возможностями доступа к определенным ресурсам.

РотановаЕкатерина Ротанова,
журналист, мама двух школьниц:

— С использованием сотового на экзамене, по-моему, все ясно, здесь ничего нового. Во все времена найдется взрослый детина, которому любой запрет нипочем, он подведет и себя, и класс, и двойки за решающий экзамен не побоится, такой смелый. Но эту проблему технически все же можно решить. Сложнее вообще запретить приносить смартфоны в школу. И нужно ли? Честно, не знаю. Речь-то не о пустых телефонных игрушках, а о средстве связи с выходом в интернет. А это такая вещь неоднозначная… Когда у старшей дочери появился первый смартфон со стандартным телефонным тарифом, мы в него быстро наигрались, и он спокойно валялся в портфеле. Не «заболели» мы гаджетом и когда у нас в школе, для облегчения веса портфелей, разрешили учебники «закачивать» в электронные книги и планшеты. Дети так и не перестроились, продолжая нагружать тоннами книг свои сумки. Но вот в классах постарше они все подключили к телефону мобильный интернет. И началось… Что такое круглосуточный доступ к любой информации? Это, с одной стороны, постоянный соблазн списать лабораторную, контрольную, выдать чужие мысли за свои. С другой — нужно еще суметь найти то, что списать. К тому же сам поиск — художественных текстов, цитат, определений, формул, экзаменационных тестов — это тоже в какой-то мере обучение.

Поэтому мне кажется, что смартфон в школе не тем страшен, что мешает объективной оценке знаний (в конце концов нетрудно собрать телефоны во время контрольных!) — а тем, что дети буквально в нем живут! Нет более унылого зрелища, чем взрослые красивые девчонки, идущие по школьному коридору с гаджетами руках и опущенными головами. На ходу, не видя ничего вокруг, они строчат кому-то бесконечные послания, кидают фотки, размещают посты… А могли общаться между собой, глядеть в глаза бы научились.

СапроновАлександр Сапронов,
десятиклассник православной гимназии имени святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова:

— Сейчас невозможно прожить без современных технологий. Гаджеты нужны и на уроках. Они же придуманы, чтобы облегчить нам жизнь. Можно закачать туда несколько книг и не таскать тяжести. Или, например, перед уроком создать беседу «ВКонтакте». Обсудить какой-то вопрос или объяснить человеку задачу, если он не понял, как ее решать. На занятиях, конечно, этого делать не надо. То есть если использовать гаджеты «в мирных целях» (мы же знаем, что в интернете много и неполезного), то они в школе нужны. Но обязательно ограничивать время их использования.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.