Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Миссионерские маршруты > Храмы в терновых венцах
«Ведомости Нижегородской митрополии» №17 (215) 20:49, 9 сентября 2021

Храмы в терновых венцах

К заброшенным святыням Вадского района

Прихожан нижегородских храмов во главе с руководителем Ириной Беспаловой знают как активных миссионеров, привлекающих внимание людей к проблеме восстановления недействующих храмов. 22 августа миссионеры, объехавшие все храмы в Дальнеконстантиновском районе, отправились в Вадский район Нижегородской области, где сохранились недействующие храмы, закрытые в 1930-е годы. Поездка состоялась по благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана. Их ждали в селах Вазьян, Петлино и Крутой Майдан.

По указу Грозного

Первый на нашем пути — храм в честь святителя Николая Чудотворца в старинном селе Вазьян. Стоит на высоком берегу речки Ватьмы. Кругом возвышенности, холмы, овраги… Никольская церковь в этом живописном месте была построена по указу Иоанна Грозного в 1552 году во время его похода на Казань. Дорога царс­кого войска пролегала недалеко отсюда. Эти земли, населенные тогда мордовскими племенами, Иоанн Грозный подарил своему боярину Лопатину с наказом, чтобы он крестил местное население. Тогда же царь поставил клетскую церковь в честь Николая Чудотворца и подарил для нее царские врата и две иконы — святителя Николая и Божией Матери «Владимирская».

Сейчас церковь в разоренном виде: без окон, дверей, на кровле — погнутый крест и березки растут. Внутри нет пола, на облупленных стенах — куски старой штукатурки, а в алтарной части организован молитвенный уголок: иконы и свечи. Местные жители приходят сюда молиться по праздникам. До революции здесь было около 300 домов, а сегодня всего 15 дачников живет летом.

— Моя бабушка хорошо пела, и каждую службу, — рассказывает жительница Арзамаса Татьяна Мигунова (Артемьева). — Даже когда храм уже не действовал, она вместе с другими жителями села приходила сюда молиться, и меня всегда брали.

— Помню, церковь была окружена кирпичной оградой, а вокруг — небольшое кладбище, где были захоронены помещики, священники и члены их семей.

Вместе с нами сюда приехала уроженка Вазьян историк и краевед Антонина Ткачева. Она здесь выросла. Ее бабушки, дедушки, родители здесь жили. Многое помнит из детства, узнала из рассказов родных, нашла в архивах.

— Добрую память о себе оставили Бархатовы, которые служили пономарями и диаконами с самого основания кирпичной церкви в 1805 году, — рассказывает Антонина Борисовна. — Николай Яковлевич Бархатов служил в этой церкви более 50 лет, затем на этом приходе служил его сын Владимир. У них были очень сильные, красивые голоса: когда пели, все вокруг замирало. В полугоре, чуть ниже церкви, стоял их скромный пятистенный дом. Я помню последнюю представительницу Бархатовых — хромую старушку, которая обшивала всю округу. Церковь в Вазьяне славилась также хором мальчиков. И до сих пор, когда говорят о каком-нибудь односельчанине: «Он на клиросе пел!» — это в глазах жителей очень почетно и важно. Для моей бабушки самые яркие воспоминания жизни были связаны с храмом.

Антонина Ткачева на свои средства установила около храма два дубовых креста на месте захоронений помещиков Зиновьевых. Владельцы Вазьян возвели в 1805 году Никольский храм с колокольней на месте обветшалого деревянного храма. Один из крестов стоит на месте усыпальницы Елизаветы Петровны, прогрессивной помещицы, которая достраи­вала этот храм. В 1821 году, еще за 40 лет до отмены крепостного права, она часть деревни, называемой Горланка, отпустила на волю.

— Жалко, что такая красота погибает на глазах, — восклицали пришедшие на молебен вазьянцы.

Сквозь стертые воспоминания

Всего в трех километрах от Вазьяна — село Петлино, где была намечена наша вторая остановка. До революции петлинцы ходили молиться в Никольскую церковь, а свой храм стали строить уже в начале XX столетия в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова, причем на свои средства.

Интересно, что вопреки канонам Петлинский храм не имеет трапезной части и колокольни. Из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны их не успели построить. Возле храма была установлена только звонница на столбах, разрушенная после его закрытия.

Село большое, жилое, много детей пришло на молебен. Но уже почти никто из старых жителей не помнит, как выглядел храм до закрытия. «Тетя Катя вам что-нибудь расскажет, ее дедушка был в нашем храме церковным старостой», — посоветовали мне петлинцы, указывая на бодрую старушку.

— Помню, здесь стояла плащаница, мы подходили, прикладывались, — охотно рассказывает Екатерина Федоровна. — На Троицу обязательно ходили в храм. Батюшка приезжал из другого села, служил. Икон не было почти. Но на стенах — фрески, красота! Лет шесть мне было тогда.

Сегодня храм разрушается на глазах. Буквально пять лет назад еще стояло пятиглавие, но от него на покосившихся шеях-барабанах остались две главки. И храм такой жалкий, словно молит нас, собравшихся под его сводами на молебен, о помощи.

— Советую вам организовать группу из 10–20 человек. Читайте Псалтирь каждый день, акафист Иоанну Богослову и ходите вокруг храма крестным ходом, — обратилась к местным жителям катехизатор нижегородского храма в честь святого апостола Тимофея и мученицы Татианы Нина Мальцева. — Начнется молитва — пойдет и помощь, храм начнет восстанавливаться.

Купола над трапезной частью

В селе Холостой Майдан, ставшем нашей последней точкой в поездке, сохранился храм во имя святой Живоначальной Троицы.

На встречу с местными жителями приехал Сергей Николин, правнук первого настоятеля храма иерея Алексия Николина, который прослужил на этом приходе 30 лет и был похоронен возле церкви.

— Об этом и вообще о том, что мой род отсюда, из Холостого Майдана, я узнал от своего отца только в девяностые годы, — делится Сергей Викторович. — Мой прадед-священник служил с основания этого храма, а его сын, родной брат моего деда, священник Нафанаил Николин был расстрелян в 1937 году. Мой дед Вениамин священником не стал, он служил в царской армии, участвовал в Первой мировой войне, был полным Георгиевским кавалером. В нашей семье всегда был культ образованности. Всех нацеливали учиться, читать книги. Николины были носителями культуры и цивилизации, чуждой большевикам.

Евгений Бутусов, чьи корни из Холостого Майдана, помогал Ирине Беспаловой готовить информацию для стендов, работал в архивах, изучал расстрельные дела последних священнослужителей Троицкого храма, в частности, протоиерея Александра Сахаровского, расстрелянного в 1937 году.

Юноша рассказал о необычной судьбе архитектурного проекта этого храма, заказанного помещицей села княгиней Озеровой, которая была правнучкой генерал-губернатора Москвы Гагарина.

— Проект храма помещица заказала архитектору Мартынову, компаньону Константина Тона, с которым они проек­тировали Большой Московский дворец, но не успела его полностью реализовать, — говорит Евгений. — Успела возвести только трапезную часть и колокольню, поскольку потеряла свои владения в связи с отменой крепостного права. Местные жители достраивали церковь на свои средства, изменив изначальный дорогостоящий проект. Над трапезной возвели купола, к ней же был пристроен алтарь. К колокольне были пристроены так называемые рухлядные, там хранились ризы, облачения и утварь.

На стенах и сводах церкви сохранились фрагменты и целые фресковые композиции. В верхней части центральной апсиды — сцена «Причащение апостолов», а в правом, Сергиевском, приделе — ростовое настенное изображение преподобного Серафима Саровского. Фигура этого святого — одно из самых первых настенных изображений преподобного Серафима: роспись в храме велась в 1903–1904 годах, сразу после канонизации святого.

— В советские годы храм был заколочен. Мы залезали на окна и смотрели на фрески. На колокольню лазили, играли около церкви, — делятся воспоминаниями местные жители.

Не ждать манны небесной

По сложившейся традиции миссионеры установили стенды с информацией об истории храмов, которые были закрыты в годы гонений на Церковь. На табличках можно прочесть имена клириков, несших служение в этих храмах. Гости из Нижнего Новгорода преподнесли местным жителям иконы, духовную литературу и православные периодические издания.

Во встречах участвовал благочинный Вадского округа иерей Максим Кутья. Во всех храмах он совершил молебен, литию по всем служителям, благоукрасителям и прихожанам и крестный ход вокруг разрушенных святынь с остановками по всем сторонам света: «Будете усопших поминать, они будут нам помогать».

На прощание Ирина Алексеевна пожелала не ждать манны небесной, а засучив рукава, браться за дело. Чтобы скорее снять с храмов терновые венцы. И вдохнуть в них новую благодатную жизнь.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.