сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Школа веры > И смех, и грех
«Моя надежда» Моя надежда № 10 (2025) 13:35, 30 октября 2025

И смех, и грех

Бывает ли первое без второго?

Кто не произносил на исповеди: «подшучивал, смеялся, хохотал». У многих православных людей бытует мнение, что Богу угоден лишь покаянный плач о грехах, а смех, шутки и веселье — это не для верующих. Так ли это?

Жесткий стендап и ржач

Навещаешь иногда своих бывших сослуживцев, ныне пенсионеров — и частенько застаешь их сидящими перед передачами вроде «Кривого зеркала». Затаив дыхание, смотрят пошлые кривляния пожилых юмористов, за тексты которых бывает откровенно совестно. Но, чего греха таить, многие их любят, считая такое непритязательное, иногда вымученное веселье отдушиной на старости лет, когда времени много, а дел и здоровья все меньше. Многие и сами понимают, насколько это пошло, но продолжают сидеть в кресле перед телевизором и потихоньку деградировать.

Для молодой части российского населения тоже нет радости без того, чтобы не «поржать». Коротенькие ролики в «Тик-токе» с примитивно-комичными ситуациями ежедневно собирают тысячи просмотров. «А ты видел это?» — «Мы это уже оборжали»…. Сообщество ВКонтакте «Ржали, ржем и ржать будем» объединяет почти полмиллиона подписчиков, «Безумный ржач» — более полутора миллионов. Притом что «ржание» (все это понимают) означает громкий и тупой смех наподобие ржания лошади.

В глобальной сети дурной юмор давно занял свое законное место. Много сегодня и поклонников стендапа. Это когда человек выходит на сцену и смешно рассказывает о жизни, делится личными переживаниями и мыслями. Молодые и талантливые комики зло и цинично высмеивают нашу жизнь, и многие с интересом слушают их. Высмеивают все подряд: семью, социальные проблемы, свадьбы, разводы, коллег, молодых мам, бытовые ситуации, родительские будни, иногда и таинства Церкви. Если проанализировать тексты, в них часто присутствуют слова «бесит» и «ненавижу». Смеются — а на душе не смешно.

Шуточки под контроль

Что же у нас, у православных? В перечне грехов, которые встречаются в брошюрах по подготовке к исповеди, упоминаются такие грехи, как шутовство, ирония и даже безудержный смех. У апостола Павла мы читаем, что «смехотворство не подобает христианину». И у святителя Василия Великого находим, что «не должно смеяться и терпеть смехотворство». Также и другие святые отцы говорят о греховности юмора и смеха.

Но имеются ли здесь в виду только недобрые проявления юмора и шутливости (колкости, ухмылки, злорадство, издевки и неуместный смех) либо речь о веселии вообще? Как христианину выражать радость?

В самом лучшем варианте все должно быть почтительно и скромно. Наши совесть и ум должны брать все шуточки под контроль. И тогда мы никого не будем ранить и задевать. Шутка не должна содержать оскорбление Бога или святых, содержать беспардонности и цинизма. Именно так: иногда порадоваться, иногда подумать о чем-то серьезном. Как в известной русской пословице: делу время, потехе час.

Тем не менее, многие из православных не решаются даже лишний раз улыбнуться, так как считают это грехом. Боятся, что смех, веселье и радость увлекут их с пути спасения. Опасаются каждого шага, как бы не согрешить. Таким можно напомнить слова Христа: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк 12:32).

В Ветхом Завете смех упоминается крайне редко и чаще в порицательном контексте: «Смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это — суета!» (Эккл 7:6). «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш обратится в плач, и радость — в печаль» (Иак 4:9). «Беседа глупых отвратительна, и смех ваш да обратится в плач» (Сир 27:13), «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше» (Эккл 7:3).

А в Евангелии? Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди дал заповеди истинного блаженства, то есть счастья, делающего нас наследниками Царства Божиего, и завершил это словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф 5:12). Оба слова не зря упомянуты: радость — состояние внутреннее, веселье — внешнее его проявление.

Святитель Иоанн Златоуст наставляет нас: «Не смех — зло, но зло то, когда он бывает без меры, когда он неуместен… Способность смеха внедрена в нашу душу для того, чтобы душа иногда получала облегчение, а не для того, чтобы она расслаблялась».

По словам архиепископа Иоанна (Шаховского), смех бывает «светлый и темный». Наша наиглавнейшая задача — оставаться на стороне Света. От самого человека зависит, какой станет его радость. Радость о Господе или ложная радость, которую наши предки не зря назвали злорадством.

В греческих монастырях

Был в моей жизни счастливый момент — паломничество по монастырям Греции. Монахи там радостные, приветливые. На лицах улыбки. Они не проповедуют, ничего особо не рассказывают, не наставляют, не учительствуют. Но рядом с ними ощущаешь такую радость и любовь, такое вдохновение! Угощают паломников сладостями и кофе. Не помню ни одного неодобрительного, укоризненного взгляда. Настоящие ученики преподобного Паисия Святогорца. Они шутят, смеются, они счастливы в своем монастыре.

В моем сердце сохранилась радость от общения с ними. И это такая духовная энергия, которая не просто сохраняется, но как будто приумножается. И ею хочется делиться с другими. От них, как от солнышка, мы получили тепло и свет живой настоящей веры. Чем больше мы раздаем радость, тем больше ее в нас становится.

На острове Корфу, где покоятся мощи святого Спиридона Тримифунтского, где народу полным-полно и с утра до ночи сотни паломников, служители храма как будто не знают усталости, раздавая людям духовную радость и утешение. Русский язык они не понимают, но кивают, улыбаются. То паломничество я вспоминаю с благодарностью за духовное обновление.

Текст: Наталья Гордова

Православные анекдоты

Пошутить над «верующим фарисеем» — знакомая многим тема. И потому православные анекдоты были и будут. И, в отличие от любых других, бесполезным чтением их точно не назовешь!

«Помоги, Господи!»

Мужчина на автостоянке безуспешно ищет, где поставить машину. В отчаянии поднимает лицо к небу и говорит:

— Господи, если Ты мне пошлешь свободное местечко, я брошу пить и буду по воскресеньям ходить в церковь!

Тут чудесным образом появляется свободное место. Водитель опять обращается к небу:

— А, все, не надо. Нашел.

«Свет мой, зеркальце»

Пришла монахиня на исповедь к священнику и говорит:

— Грешна я, батюшка, гордыня одолевает меня. Каждый день я смотрюсь в зеркало! И когда я это делаю, то любуюсь собой и думаю: «Ах, какая я красивая!»

— Ну, это не грех, сестра, это заблуждение!

Как у всех

Одного старца спросили, почему брак называют святым. «Потому что в браке немало мучеников», — ответил он.