сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > спроси у благочинного > Иерей Андрей Рузанов: «Сормово стало для меня родным»
«Ведомости Нижегородской митрополии» №5 (299) 08:44, 4 июня 2025

Иерей Андрей Рузанов: «Сормово стало для меня родным»

В начале июня исполнится год, как иерей Андрей Рузанов назначен благочинным Сормовского округа. С детских лет он был близок к храму. По окончании Нижегородской духовной семинарии, став священнослужителем, нес послушания на разных приходах и в благочиниях Нижегородской епархии. Мы расспросили отца Андрея о его детстве и нынешнем служении, о приходах и работе Сормовского благочиния.

— Что побудило вас стать священником?

— Ульяновск, откуда я родом, как следует из его названия, место с революционным прошлым, но, несмотря на это, многие жители наших сел и деревень были верующими, особенно старшее поколение, люди посещали храмы. Родители крестили старших братьев и меня, старались приобщать нас к вере. В храм меня привел дедушка лет в шесть-семь, и мне там очень понравилось, я чувствовал себя комфортно. Дед часто стал водить меня в церковь. Впоследствии я познакомился с настоятелем, он стал моим духовником. Начиная с младшего школьного возраста я посещал богослужения еще чаще, помогал в алтаре, и так все детство и отрочество провел при церкви. Я первым из моей семьи поступил в семинарию.

Что примечательно, место, где жил дедушка, граничило с Пензенской областью. И дед познакомился с иеромонахами из закрытого в годы гонений монастыря. Монахи отбыли срок, а потом ушли в лес, вырыли землянку, устроили небольшую часовенку. Дедушка их навещал, ходил 10 километров в одну сторону и обратно, и потом, когда я подрос, а монахов уже не было, мы вместе с ним навещали место, где они жили. Когда монахи были совсем немощные, они на сохранение, в дар, отдали дедушке несколько книг. Среди них был «Часослов» XIX века. По этой книге учился я читать шестопсалмие, кафизмы, и это произвело на меня глубокое впечатление.

Эта история — пример того, как сохранялась вера в советское время, а сохранялась она именно в людях. Сейчас там, где жили те старцы, родник благоустроен, стоит храм-часовня, и народ из близлежащих населенных пунктов туда ходит. Когда мы с родителями ездили к бабушке с дедушкой, всегда заезжали на этот родник, чтобы набрать воды. И вода эта не портилась, могла месяцами стоять.

— Почему вы остались на нижегородской земле?

— Я познакомился здесь со своей супругой. Она училась в медицинском колледже на отделении сестер милосердия. Затем — в медицинской академии, ей нужно было получить диплом, да и я уже привык здесь жить. Когда меня благословляли на учебу в Нижегородской духовной семинарии, я тогда еще не помышлял остаться в Нижнем Новгороде, ничего не знал о городе. Первое мое впечатление о Нижнем было, что здесь очень много зелени, и он пришелся мне по душе.

— Чем запомнились годы учебы в семинарии? Общение с кем из преподавателей оказалось для вас особенно полезным?

— Запомнился своей добротой и живым общением протоиерей Анатолий Мешков. С ним всегда было интересно. Кроме того, мы, семинаристы, хорошо общались между собой, ведь мы жили по распорядку, вместе учились, молились, выполняли послушания. Конечно, бывало, что уставали. Но годы учебы оставили добрые воспоминания. В семинарии учили размышлять, общаться, развивать устную речь.

— Какой путь вы прошли, прежде чем стали руководителем Сормовского благочиния?

—Я рукоположился в 2014 году, проходил сорокоуст в Дивееве, около пяти месяцев был штатным священником при монастыре, затем — штатным клириком храма в честь Всех святых и настоятелем строящегося храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» Сормовского благочиния, нес послушания благочинного Воскресенского округа, после — города Арзамаса. Затем служил настоятелем в Троицком храме в Копосове и «Нечаянной Радости», и с июня прошлого года стал благочинным Сормовского округа. Этот район для меня особенный, мне он близок. Он как будто город в городе и стал для меня родным.

— Вы изучали историю и интересуетесь ею. Когда стали благочинным, что из истории Сормова больше всего вас заинтересовало?

— Мне нравится не просто читать, а находить исторические пересечения. История сормовских храмов, например, ведется со времен преподобного Сергия Радонежского. Мы можем сравнить, какой была в Сормове духовная жизнь до революции и сейчас, когда она возрождается, а храмы — своеобразные памятники исторических событий. Мы не можем отвергать в истории советский период, так как и его попустил нам Господь. Все исповедники, которых мы сейчас почитаем, понимали опасность своего положения в годы гонений, но в любви к Богу они оставались до конца и отдавали самое ценное — жизнь. Господь дал нам такой урок, чтобы мы начали ценить жизнь, время и других людей.

— Почему так случилось, что в Сормове — на земле, где ходил преподобный Сергий, где проходило ополчение Минина и Пожарского, — так активно стали проявляться революционные настроения?

— Могу только предположить. Почему, например, многие храмы не отдавали под светские нужды, а именно взрывали? Потому что святыня ненавистна для лукавого и для людей, поддавшихся ему, и эта ненависть усиливается. Где больше святынь, там и искушений больше. В Сормове было много верующих, поэтому и лукавый там поработал очень мощно. По опыту своей малой родины — Ульяновска — могу сказать, что в тех пределах, каким он был к началу революционных событий, не осталось ни одного храма.

— С историей каких сормовских храмов связаны здесь знаковые события прошлого?

— Начинается эта история с преподобного Сергия, когда в 1365 году его направили мирить нижегородских князей. И когда он шел мимо села Лихарева (сегодня Копосово), его попросили освятить источники, помолиться, потому что свирепствовала чума, и он благословил построить Троицкий храм, тогда деревянный. Благословение преподобного легло в основу того, что впоследствии 200 с лишним лет этот храм считался подворьем Троице-Сергиевой лавры. Такова уникальная связь между нижегородской церковью и лаврой. И храм Троицкий не пустует. Народ там всегда есть, совершается много крещений, венчаний.

Копосово — место не только живописное, но и особо благодатное. Не случайно в последнее время в храм начали возвращаться иконы, другие святыни. Год назад вернули антиминс Введенского придела, датированный 1896 годом. Умерла пожилая сормовичка, и ее внуки, разбирая вещи, увидели непонятный кусок ткани, а воцерковленные люди посоветовали отнести в храм. Появилась даже мысль создать музей, чтобы этот антиминс стал его экспонатом. Я считаю, это знак нам от Господа, что мы все правильно делаем: не просто стены возрождаем — возрождение идет в душах.

Или Спасо-Преображенский собор. Он по своей архитектуре особенный. Один из первых открытых в районе храмов, там много крестились, венчались. Центральный и один из самых крупных в районе. И Спасо-Преображенский, и Александро-Невский храмы в Сормове называют еще «копеечными», так как они построены на отчисления с жалованья рабочих Сормовского завода.

Изучая историю этих храмов, мы должны еще раз вынести для себя урок: то, что Господь тебе дал, ты не должен растерять, иначе последствия будут печальными. Сейчас мы можем свободно исповедовать свою веру, и нам нужно не забывать уроков прошлого, чтобы наше посещение храмов не превратилось в привычку, чтобы мы не охладели к вере. Самое страшное — пренебрежение духовным, когда мы перестаем чувствовать ответственность. Особенно это важно для священства, потому что у нас много послушаний и административной работы.

— А трудно совмещать административную работу со служением?

— Очень непросто. Лично мне иногда тяжело переключаться. Бывает, на молитве мелькнет мысль о каком-нибудь деле… Стараюсь выделять время для молитвы и для семьи, и в это время оставлять дела в стороне.

— Какие социальные проекты реализуются в Сормовском благочинии?

— Проектов много, но самые крупные существуют благодаря объединению общин и инициативным прихожанам. Например, объединение «Добрый пеликан» действует на приходе Владимирского храма. Сормовичи помогают в разных проектах, таких, например, как «Десница помощи»: волонтеры развозят нуждающимся продуктовые наборы.

Появилась потребность семейного досуга — так появился центр «Очаг», куда можно прийти всей семьей и найти занятие по интересам. В прошлом году группа наших детей ездила на Селигер, на общероссийский сбор по спортивному ориентированию. Это инициатива самих прихожан.

Мы тесно взаимодействуем с администрацией. Сормовский район — один из лидеров по выбору в школах модуля ОПК. Благодаря двум педагогам, которые пришли в Сормовскую православную гимназию, там появился кадетский клуб. Сейчас на базе одной из районных школ развиваем духовно-ресурсный центр, где идет большая патриотическая работа, действует отделение юнармии. Через ресурсный центр мы имеем возможность взаимодействовать с образовательными учреждениями района. А они, в свою очередь, участвуют в наших епархиальных конкурсах. Например, Сормовский медицинский колледж активно помогал нам с формированием посылок, которые мы к 23 февраля отправили в зону СВО.

Беседовала Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.