Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Иконы для незрячих
16:41, 4 апреля 2004

Иконы для незрячих

Резная икона — явление крайне редкое, однако, как показал опыт, именно такая икона поможет многим незрячим впервые увидеть святые образы, иконы.
Известный нижегородский резчик, творчество которого в 1992 году немецкая газета Hеssische Allgemeine оценила выше мастерства скульпторов Германии, Роман Батурин, впервые высказавший идею о создании икон для людей лишенных зрения, — один из тех, кто участвует в разработке специальной программы Отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии — по духовному окормлению незрячих.

В связи с активным интересом посетителей нашего сайта к вопросу развития нового проекта отдела образования епархии собственный корреспондент сайта Нижегородской епархии взял интервью у Романа Юрьевича.

— Роман Юрьевич, когда вы впервые заметили в своем творчестве интерес к религиозной тематике ?
— Все получилось совершенно явно промыслом Божиим. Первое, что я сделал в жизни из дерева (мне тогда было лет четырнадцать), – это благословляющая рука, десница Божия. Я тогда зашел в Церковь на Бугровском кладбище и под впечатлением вырезал такую работу, не очень осознавая, что это такое. Потом начал ходить в этот храм и однажды попросил у священника поработать бесплатно для храма. А священник мне сказал, что-то вроде: “Отрастишь бороду — придешь”. Я обиделся и ушел из церкви. Обиделся на 30 лет. Теперь, впрочем, понимаю, что Господь просто от раскола увел, храм-то старообрядческий был. Потом была обычная мирская жизнь. Из Нижнего уехал в Москву, в столице прожил полжизни, в России много где побывал, да и за пределами страны, и, в конце концов, Господь вернул обратно.
— После ухода из старообрядческого храма вы до сознательного обращения к вере сталкивались с Церковью?
— Да. Я, можно сказать, все время каким-то образом находился рядом с Церковью. В детстве я жил рядом с храмом Спаса Всемилостивого на Полтавской. На первом курсе учебы в институте на реставрационной практике оказался в Новгороде Великом. Руководитель — Любовь Митрофановна Шулина (специалисты ее еще называли матерью русской реставрации) — увидев мои рисунки храмов города, сказала, что я от Церкви никуда не уйду. Теперь я уже понял, что эти слова были знаковыми в моей жизни. В Москве я работал реставратором, да и потом, когда был уже свободным художником, даже работая в Германии, искал чего-то высшего, вечного.
— Роман Юрьевич, когда впервые вы осознали, что ваше мастерство резьбы по дереву, ваши иконы имеют особое значение для людей с нарушением зрительного аппарата?
— Около четырех лет назад. Меня тогда как-то осенило, но я в тот момент только о себе думал. О слепых вспомнил только в качестве оправдания своего желания заниматься резными иконами. Поэтому, наверное, я вскоре и забыл об этом. Бог дал — Бог взял, наверное, чтобы вернуть эту мысль не как красивую идею, а как серьезное служение людям, которых уже начал понимать.
— Когда вы осознали, что эта мысль не просто идея, а, быть может, очень важная часть чьей-нибудь жизни, в том числе и духовной?
— Все случилось неожиданно и, как теперь убеждаюсь, промыслом Божьим. Однажды я посетил литературный вечер в библиотеке церковной лавки “Скит”. Пошел я туда спонтанно, хотя знакомые давно уже звали и самому было интересно, но все что-то останавливало. Там я и встретил Любу Калинину, которая, будучи слепой от рождения пишет великолепную музыку, стихи и сама исполняет свои произведения на духовные темы. Меня это просто потрясло, это не может не потрясти нормальную душу. Я показал Любе свои работы. Сразу стало ясно, что нужно делать.
Потом встретил сокурсницу по архитектурному, которую за семь лет по возвращении в Нижний ни разу не встретил, хотя она живет рядом. Встретил около дома, разговорились, я поделился мыслью о работе над иконами для незрячих, а она оказалась победителем конкурса “Мир на кончиках пальцев”. Она меня познакомила с автором проекта “Мир на кончиках пальцев” Ириной Сумароковой. Ирина взяла икону в руки и сказала: “Я впервые в жизни увидела икону”. Эти слова меня совершенно утвердили в намеченном деле.
— Скажите, пожалуйста, в иконах для незрячих вы будете применять специальное точечное письмо для слепых?
— У слепых настолько развиты пальцы, что надписи вырезанной на иконе может быть вполне достаточно. Конечно, иконы будут создаваться в рамках канона, но с помощью разных техник. У слепых свое видение, свое ощущение фактуры материала и теплоты цвета, все это будет учитываться.
— Как ваша идея стала частью проекта, разрабатываемого Отделом религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии?
— Очень просто, я поехал на исповедь и за советом к священнику о. Михаилу Зазвонову, а он, как оказалось, один из тех, кто занимается в епархии вопросами социального служения. На все мои предложения о. Михаил отреагировал с большим интересом и высказал свои идеи по поводу организации духовного окормления незрячих. У меня даже мысль не доходила до того, что предложил батюшка. Я думал о чем-то небольшом, камерном, а о. Михаил предложил сразу идею строительства небольшого деревянного храма или часовни для незрячих.
В процессе встреч с о. Михаилом выяснилось, что просто икона ничего не даст, потому что для невоцерковленного человека икона окажется лишь портретом с нимбом. Встал вопрос о необходимости создания Духовного центра для инвалидов зрения, в котором можно было бы изучать и Закон Божий, и иконографию, иметь возможность задать вопросы на духовные темы священнику. Кроме того, есть перспектива привлечения инвалидов-колясочников к обучению резьбе по дереву. Получается целая социальная программа, я и сам не ожидал, что все может вырасти в такой обширный проект.
— Вы намерены заняться педагогической деятельностью в будущем центре?
— Да, прежде всего, как я сказал, это будет связано с получением профессии резчика-иконописца инвалидами-колясочниками, а для детей будет существовать кружок рисования и художественной лепки, поскольку для незрячих работа с острыми резцами опасна.
— Дети без нарушений зрения смогут записаться к вам на занятия художественной лепкой и рисованием, или вы намерены преподавать только незрячим детям?
— Конечно, не только незрячим, всем кто пожелает, тем более что совместные занятия, общение будут только во благо. Впрочем, людей вообще нельзя разделять на зрячих и слепых. Мир Божий один, и не надо его делить. А наша задача — раскрыть для них этот мир.
Мне не нравятся слова «слепой», «незрячий». Это неверные обозначения, поскольку кроме глаз у человека есть другие органы восприятия, и главное из них – сердце. Многие здоровые телом — сердцем слепые, а незрячие телесно способны видеть больше и тоньше, чем мы с вами. Для меня мир человека, лишенного зрения, но не озлобившегося, – это мир человека свободного от того мусора, которым часто живем мы с вами.
Незрячий не видит надписи на магазине и на заборе, не видит рекламы и, покупая мебель, будет выбирать прежде всего удобную, а не модную. Они во многом лишены множества условностей, в которые мы с вами, здоровые люди, себя загнали.
Меня просто потрясает общение с инвалидами. Чем больше я узнаю их, тем больше убеждаюсь, что они видят больше нас, потому что живут сердцем. Потому что душа у них зрячая. Для большинства из них резная икона — практически единственный способ напрямую прикоснуться к таинству иконописи, поговорить с Богом.

Беседовал корреспондент Нижегородской епархии Кривцов Ф.

По всем вопросам обращаться в отдел религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии по телефону: 303-303

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.