Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Статьи > Ирина Ватутина: «Эти песни я сначала проплакала…»
«Ведомости Нижегородской митрополии» 1 (61) 15:39, 15 января 2015

Ирина Ватутина: «Эти песни я сначала проплакала…»

KAVL2643Мое первое знакомство с творчеством Ирины Ватутиной произошло на православной выставке-ярмарке «Нижегородский край — земля Серафима Саровского». Шел концерт, подготовленный отделом культуры Нижегородской епархии. Ирина тогда исполнила песню Кристины Аглинц и Александра Михайлова «Над Россией моей». Под звуки необыкновенного чистого голоса зрители смахивали слезы. Замечательная певица, чьи выступления неизменно вызывают шквал аплодисментов, является к тому же заместителем руководителя епархиального отдела культуры. «В этой ипостаси, — говорит Ирина, — я имею возможность дарить людям то творчество, которым наполнена моя душа».

Судьбоносным для нее оказался спектакль Арзамасского театра драмы «Свои люди — сочтемся» по Островскому. На этой сцене она проработала несколько лет. У великого русского драматурга такого персонажа — поющей нищенки — не было. Роль ввели в спектакль специально для солистки труппы Ирины Ватутиной. Нищая, голос которой способен растопить самые обледенелые сердца, стала в спектакле олицетворением Руси — страдающей, но не сломленной, неприглядной, но с огромной и чистой душой.

Постановка заняла второе место на всероссийском фестивале «Золотой витязь» в Москве, и во многом благодаря новому персонажу и блестящему исполнению православных песен Ириной Ватутиной.

— Тропами, тихими стопами, — напевает она. И продолжает: — Эти песни я сначала проплакала. Начинала петь и… задыхалась от слез. «Отжил я свой век», «Тропы»… Это было первое соприкосновение с православным репертуаром.

Земляника из детства

Талант достался Ирине от родителей. Голоса у Анны Павловны и Константина Ивановича были необыкновенные. И ни один праздник в семье не обходился без домашних концертов. Мама пела знаменитый «Снегопад» Рустайкиса и Якимяна, коронным номером папы было «Шаланды, полные кефали…», которую когда-то пел Марк Бернес. Иринин папа, как Константин из песни, тоже играл на гитаре, освоив инструмент самостоятельно.

На этих песнях — застольных, колыбельных, детских — Ирина и выросла. Одно из самых ярких впечатлений детства: она с родителями идет по зеленому лугу, вернее папа несет ее на плечах. Вокруг цветы, ягоды полевой земляники, и Ира, совсем маленькая, напевает на ломаном детском языке: «От улыбки хмурый день светлей…»

Певческий дебют Ирины Ватутиной состоялся в родном Арзамасе, в детском садике. Она пела «Облака — белогривые лошадки» Григория Гладкова. Но тогда Ира не могла и предположить, что в будущем познакомится с этим замечательным композитором и их знакомство станет для нее судьбоносным! Музыкальную школу она окончила по классу фортепиано. Кстати, в общеобразовательном учебном заведении, еще в младших классах, Ирина организовала театральный кружок.

— Мне просто очень нравилось читать произведения, написанные по ролям, — вспоминает она. — Например, сказка Маршака «Двенадцать месяцев» — это же пьеса. Вот я и придумала спектакль. Костюмы для этой и других постановок мастерили сами из подручных материалов, а играли прямо в классе. Там, где парты стоят, был зрительный зал, между ними и доской — театральные подмостки.

Ирина интуитивно всегда знала, что будет музыкантом. После школы пойдет в училище, потом — в консерваторию. В музыкальном училище она училась на дирижерско-хоровом отделении, но здесь у девушки обнаружился еще один талант — вокальный. Его выявил у студентки известный в Арзамасе музыкант и певец Евгений Гребенкин. В результате она сдавала два госэкзамена: как дирижер и как солистка хора. А потом, поступая в консерваторию, мучилась выбором: на какое же отделение поступать. Но Господь сам все управил. Приехала Ирина в Нижний, пришла в консерваторию, а на вахте говорят: «Дирижеров сейчас нет, а вокалисты тут. Прослушайтесь».

Поступить в консерваторию тогда было сложно, был большой конкурс — 37 человек на место. Но она его выдержала и попала в класс к профессору вокальной кафедры Марине Амелиной.

Подмостки

В консерватории Ирина училась заочно, потому что к моменту поступления уже работала в Арзамасском оперном театре. Она пришла сюда студенткой четвертого курса музыкального училища, а после поступления в консерваторию стала солисткой. Первая ее роль — Стасси в оперетте Кальмана «Сильва». Потом была Лиза в оперетте Кальмана «Марица» и Адель в «Летучей мыши» Штрауса.

— Оперетта — сложнейший жанр, — считает Ирина Ватутина. — Он предполагает наличие актерского мастерства: с разговорной речи ты постоянно переходишь на пение, которое часто сопряжено с танцем… И все нужно делать легко, играючи. Но у меня были замечательные учителя — директор театра, режиссер, актер Виктор Бабаков и партнеры по сцене Алексей Дмитриев и Сергей Миндрин.

На пике популярности Ирину и ее коллег постигло настоящее несчастье. Муниципальное предприятие «Арзамасский оперный театр» расформировали. Актеры, в том числе и Ирина, были вынуждены перейти в местный театр драмы. Поначалу они чувствовали себя здесь не в своей тарелке. Но уже через несколько месяцев в драмтеатре появилась новая постановка — музыкальный спектакль Самуила Алешина «Тогда в Севилье» на музыку Марка Самойлова. В главной роли — Ирина Ватутина.

— Сложность была в том, что я играла девушку, переодетую мужчиной, — вспоминает певица. — Приходилось ходить по улицам и наблюдать за мужчинами, чтобы изучить их походку, жесты. Кроме того, в пьесе были бои на шпагах (для меня это двухмесячное фехтование перед премьерой). Синяки, разбитые колени, растяжения — все это про меня, систему Станиславского я применила на себе в полной мере. Зато успех спектакля был ошеломляющим, люди ходили на него по нескольку раз.

Но вернемся к постановке «Свои люди — сочтемся». Почему же он стал судьбоносным для певицы? Дело в том, что с песнями из этого спектакля Ирина приняла участие в международном фестивале-конкурсе «Арзамасские купола». И получила Гран-при.

Взгляд со Святой земли

— Когда я искала материал a capella для роли нищенки, познакомилась с творчеством певицы Пелагеи, — вспоминает Ирина Ватутина. — И просто влюбилась в ее песни! Есть в них что-то настолько родное мне, близкое. Я же в детстве все каникулы проводила у бабушки. Сколько себя помню, вижу лампадку, горящую в углу перед образами. И ее, согбенную, молящуюся утром и вечером. Она пережила войну, родила четверых детей. Во многом благодаря ей я очень люблю русскую деревню, нашу природу, свою Родину — Россию!

Иногда Ирину спрашивают: «Когда вы начали верить в Бога?» Она удивленно вскидывает брови… Вера в ее жизни была всегда! Уже тогда, когда бабушка ее маленькую водила в сельский храм, когда она стояла перед иконами уже в городской квартире, в Арзамасе… Студентка, артистка театра — она всегда знала, что Бог есть!

— Помню, как я ждала рождения моей младшей сестры Дарьи, которую очень просила у мамы и которая теперь является моим самым верным и лучшим другом по жизни, — рассказывает певица. — Перед самым ее рождением моя бабушка молилась всю ночь, и я молилась тихонько, просила именно сестренку! Тогда еще не могли определять пол ребенка до рождения. А наутро пришел папа и сообщил радостную новость! Вот так вот Бог услышал наши молитвы.

Принять участие в «Арзамасских куполах» она не особенно стремилась, заявку-то подала в последний день, не поинтересовалась даже, что получат победители. А обладательницу Гран-при наградили поездкой на Святую землю.

— Сначала у меня было ощущение абсолютной нереальности происходящего, — вспоминает Ирина. — Хотелось, чтоб меня ущипнули и я поняла, что это случилось со мной. На Святой земле произошел какой-то переворот в моем сознании. Я уже была верующим человеком, но там, в Израиле, поняла, насколько это истинное. Настоящее! И насколько мы в суете будней не видим главного. У меня как будто пелена с глаз спала, будто новым взглядом или откуда-то с высоты посмотрела на мою жизнь. Дочка Кристина, сын Сережа, мама — вот что главное. А успех, признание — это тлен, мишура… Со Святой земли я приехала другим человеком. Жить по-прежнему, в плену каких-то условностей, в царившей атмосфере того театра стало очень сложно. И очень хотелось петь песни, которые звучали на православном фестивале, те, что на самом деле, к сожалению, известны довольно узкому кругу слушателей.

С мечтой о православном театре

Следующим летом певицу вновь пригласили на «Арзамасские купола», на этот раз в качестве гостьи. И там она познакомилась с детским композитором Григорием Гладковым, по рекомендации которого ей сделали неожиданное предложение — позвали на работу в епархиальный отдел культуры, там очень нужны были именно творческие сотрудники.

— Теперь я живу и работаю на два города, — признается Ирина. — Но и административная работа, которой я здесь занимаюсь, приносит удовольствие. Потому что вижу, что наши епархиальные мероприятия приносят пользу. Мне бы очень хотелось, чтобы люди, а особенно молодежь, благодаря нашим выставкам, конкурсам, концертам проникались духом православия. Чтоб уходили из залов другими людьми или уносили в сердце что-то такое, что помогло бы им найти дорогу к Богу.

Ни один епархиальный концерт не обходится без заместителя руководителя отдела культуры Нижегородской епархии Ирины Ватутиной. Она выступает и в качестве ведущей, и в качестве участницы, исполняя те песни, которыми наполнена ее душа.

Она по-прежнему очень любит театр. Тот, который несет добро, помогает людям увидеть свои пороки, осознать ошибки и духовно вырасти. Таким может стать и должен быть православный театр, создание которого — в проекте отдела культуры Нижегородской епархии. У него появится и постоянная площадка — в бывшем доме офицеров на Покровке. И там вновь и вновь будет звучать проникновенное сопрано Ирины Ватутиной, звуки которого и греют сердце, и зовут слезы.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.