Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вопрос - ответ > Источник, который не иссякает
«Ведомости Нижегородской митрополии» №3 (249) 11:57, 20 февраля 2023

Источник, который не иссякает

Что делать, чтобы укрепиться в вере

Взаимоотношения Бога и человека — эта тема волнует многих наших читателей. В том числе у них возникают вопросы, связанные с непосредственным общением христианина и Создателя. Разобраться в них поможет настоятель храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы села Катунки Чкаловского района протоиерей Владимир Гофман.

— Почему Бог не хочет сделать так, чтобы все люди на земле в Него поверили? Ведь Он всемогущий, и сделать это Ему очень просто.

— Конечно, просто. Но невозможно. Потому что Он неизменен. Вот, к примеру, родился бы Христос императором в Риме, приказал бы всем подданным стать христианами, и все бы послушно ими стали. Но Он родился в хлеву для скота, и никого за всю Свою земную жизнь ни к чему не принуждал. Почему? А потому, что Бог сотворил человека свободным, имеющим право выбора, и никогда этой дарованной свободы не отнимал. Он хотел, чтобы человек сам пришел к Нему, сам выбрал путь, поверил Творцу и признал Его Богом, Который сотворил человека по образу Своему и подобию для того, чтобы, возрастая духовно, человек приближался к Своему Создателю, совершенствовался и искренне желал обожения. Христос для этого пришел на землю. Святые отцы говорили: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». По своей воле.

— Мы называем Бога Человеколюбцем. Почему тогда в Священном Писании сказано: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его» (Мф 10:35–36). Разве в этих словах — пожелание блага?

— Конечно, хотя невоцерковленным людям они кажутся жестокими. Как же, мол, так: Христос говорит, что самые близкие люди человеку враги? Такого не может быть! Может. «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф 10:34). Что за меч? Вот как объясняет это блаженный Феофилакт Болгарский: «Меч означает слово веры, которое отсекает нас от образа жизни домашних и сродников наших, когда они препятствуют нам в деле богопочтения. Спаситель говорит здесь о том, что должно удаляться или отделяться от них не без особенной причины, но только тогда, когда они препятствуют нашей вере». Оказывается, врагами человеку становятся его ближние тогда, когда мешают ему идти к Богу, что в его жизни является главным. Не всякому человеку, а тому, кто уверовал во Христа, для которого Он «путь и истина и жизнь» (Ин 14:6). По слову преподобного Иоанна Лествичника, Христос «пришел отлучить боголюбивых от миролюбивых, славолюбивых от смиренномудрых; брань будет не просто между домашними, но даже между теми, которые соединены искренней любовью и теснейшими узами».

— Полгода назад я крестилась и стала регулярно бывать в храме, причащаться. Но вот прошло несколько месяцев, и со мной что-то произошло. Не хочу молиться, не хочу идти в храм, ничего вообще не хочу, устала, хочется вернуться к прежней жизни. И никто меня не обидел. Все прекрасно, замечательный батюшка, прихожане, домашние не против, что я воцерковилась. Почему такое произошло? И что делать?

— Иногда человеку, наконец-то обретшему веру, кажется, что теперь он силен, ему ничего не страшно, ведь с ним Христос. Он забывает, что враг не отступил, что за душу его идет борьба и, как только он расслабится, искушения, самые разные, не заставят себя ждать. Охлаждение в вере — одно из них. Что делать? Усерд­нее молиться. Не опускать руки и не поддаваться искушению. Лукавый дух старается, чтобы человек от охлаждения пришел к неверию. Господь поможет укрепиться, если мы сами этого хотим и стараемся победить врага. Вы всего полгода в Церкви — что-то познали, но впереди столько непознанного! Христианство — источник, который не иссякает. За полгода вы еще и с Евангелием-то не познакомились как следует, не говоря уж о святоотеческом наследии. Молитесь, читайте, отправляйтесь в паломничество по святым местам. Вот что апостол Павел нам советует: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес 5:14–23). Вот нам полная инструкция, что нужно делать, как жить.

— Однажды священник, когда я покаялся в грехе уныния, сказал: «Уныние наше от маловерия нашего». Что это значит, и как усилить веру?

— От маловерия, конечно, много грехов, в том числе и уныние. А что мы делаем, чтобы укрепить веру? Усердно молимся? Участвуем в богослужении? Изучаем Евангелие? Читаем наставления святых отцов? Творим добрые дела? Стараемся изменить свой характер? Если и делаем это, то весьма слабо, без дерзновения. Даже исповедуемся без сердечного покаяния. Так как же укрепится наша вера, наша христианская позиция, когда мы даже осенить себя крестным знамением принародно стесняемся? Вспомним евангельский сюжет, где Христос говорит юноше: хочешь быть совершенным, оставь все и иди за Мной. Юноша был богат и не пошел за Иисусом. «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мк 10:25). Это про нас с вами, и речь не только о материальном богатстве — вообще о наших привязанностях к земному. Не оставляем все и не идем за Христом — откуда же быть крепкой вере, такой, какую имели во все века святые мученики? Преподобный Паисий Святогорец наставляет: «Прилепись к Богу, как ребенок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу».

— Мой близкий родственник попал в больницу с серьезным диагнозом. Я попросила молиться за него всех, кого могла, но он скончался. Понимаю, что у каждого своя судьба, но, значит, и не нужно молиться соборно, всех обзванивать, отправлять сообщения, тем более малознакомым людям? Значит, вымолить могут только близкие, и то не всегда…

— Христиане называют друг друга братьями и сестрами. И это так, ведь все они причащаются Тела и Крови Иисуса Христа. Значит, все близкие и родные. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13:34–35). По этой любви мы и молимся друг за друга. «…молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак 5:16). Так заповедали нам Христос и святые апостолы. А в молитве мы всегда прибавляем слова: «Пусть будет по воле Твоей». И эту волю мы без ропота принимаем.

— Неправдоглаголание — грех. Но нужно ли исповедоваться в нем, если ложь незначительна и совершена без злого умысла? Например, из чувства такта, когда человек находится в возбужденном состоянии, и ты, чтобы успокоить его в данный момент, говоришь: «Да, ты прав». А потом, когда тот будет более адекватен, спокойно высказываешь свою точку зрения. Или ложь во спасение. Она оправдана?

— Ложь едва ли может быть спасительна, но порой она может быть оправдана. Например, если вы спасаете человека от гибели или преследования. Но ведь и правда бывает на погибель. Так, Иуда, указав поцелуем на Христа, сказал правду. И чем же закончил этот «правдолюбец»? У нас всегда есть выбор, и мы делаем его, исходя из обстоятельств, прислушиваясь к голосу своей христиан­ской совести.

— Всегда серьезно готовлюсь к причастию: пощусь, читаю последование, но вот ходить на вечернюю службу накануне принятия Святых Таин не всегда получается. Много работы, потом работа по дому, в субботу нужно водить детей на кружки. Ведь это не является обязательным — каждый раз посещать всенощную перед причастием?

— Вы ошибаетесь. Посещение вечерней службы, и не только перед причащением, является обязательным. К сожалению, это правило многие нарушают. В церковном уставе есть такое понятие, как суточный круг богослужения. Церковный день начинается с вечера и заканчивается вечером следующего дня. Таким образом, воскресное богослужение, как подготовительная к литургии служба, начинается в субботу вечером. Конечно, есть уважительные причины, когда человек не может посетить храм в субботу, о них он скажет на исповеди, и священник, если сочтет возможным, разрешит причащение. Но это все же исключения, которые не должны переходить в практику.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.