Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вне зависимости > Из азбуки трезвения
«Ведомости Нижегородской митрополии» 10 (208) 12:41, 1 июня 2021

Из азбуки трезвения

Завершился курс лекций по проблемам алкоголизма

Какие средства помогут вернуться к полноценной жизни? Ответу на этот вопрос был посвящен курс лекций, организованный нижегородской общественной организацией «Трезвение». В своих выступлениях об этом рассказали клинический психолог, психотерапевт, доцент университета им. Н. И. Лобачевского Артем Семенюк и ответственный за реализацию в Нижегородской епархии концепции по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма протоиерей Александр Николаев.

Когда рухнет пирамида

Суть любой зависимости, в том числе алкоголизма, — в действии психоактивного вещества на центры удовольствия. Для достижения этой цели человек выполняет набор определенных действий. Алкоголь запускает механизм получения удовольствия, при этом человеку не нужно прикладывать никаких усилий. Выпил, и стало хорошо. Есть одно но: при регулярном употреблении нарушается естественный процесс работы центра удовольствия в мозгу, и человек уже не может испытывать радость ни от чего, кроме алкоголя, но дозу зависимый должен повышать.

Единственный выход — полностью исключить алкоголь. В этом случае для больного наступает тяжелый период: идет восстановление правильной работы мозгового центра, отвечающего за удовольствие, но, так как основной источник «радости» исключен, человек все видит в черном цвете. Процесс восстановления может занять и два, и три года.

Известная психологическая пирамида Маслоу устанавливает иерархию потребностей: физиологические, потребность в безопасности, социальные,  потребности в уважении и признании, самоактуа­лизации. Алкоголь начинает уничтожать потребности в обратном порядке, с вершины пирамиды и до основания. Пока не остается только одна — употреблять психоактивное вещество.

Зависимым может стать каждый

Риск развития зависимости увеличивается, если человек употребляет алкоголь при стрессе. Распитие спиртных напитков формирует бытовой алкоголизм и непосредственно болезнь. Явный признак того, что человек перешел от бытового алкоголизма к зависимости, — рост дозы, а также утрата защитного рвотного рефлекса и количественного контроля.

Что заставляет человека употреблять алкоголь раз за разом, тем самым формируя зависимость? Лектор выделяет три группы причин: во-первых, когда алкоголизм вторичен и развивается вслед за другими психическими заболеваниями, которые у человека до сих пор не диагностировали. Например, депрессия, неврозы, шизофрения. Вторая группа причин — алкогольные установки, когда человек начинает вести себя в соответствии с теми образцами, которые видел в своей жизни. И третья, самая распространенная группа причин — использование алкоголя в качестве лекарства для преодоления хронического стресса.  Алкоголизм — неизлечимая болезнь.

Так есть ли у зависимого позитивные перспективы? Да, считает Артем Семенюк, жить долго и счастливо можно, но соблюдая полную трезвость. Для этого необходимо принять эту мысль и начать действовать в соответствии с нею. Тогда человек переходит в стадию ремиссии: в скрытом виде болезнь никуда не делась, но внешних признаков ее уже нет.

Итак, чтобы встать на путь трезвости, человек должен начать с внедрения иных психических установок, нежели те, которые у него сформировались. Если причина алкоголизма — стресс, работать над устранением его причин. Не стоит надеяться, что кодирование в таком случае окажется панацеей, ведь основная проблема человека в том, что он не умеет справляться со своим переживанием иным способом, кроме алкоголя.

Таинства ко исправлению

Протоиерей Александр Николаев в своей лекции подробно рассказал о том, как помогает бороться с пагубной зависимостью вера:

–– По сотворении Богом человека естество было непричастно ко злу. В нем жило и действовало только добро. Человек знал, что опытное познание пагубно для него. Так же и с алкоголем: мы знаем, что яд приводит к смерти, но, начав употреблять его, сами испытываем на себе его воздействие, подвергая себя опасности.

С искуплением грехов человеческое естество получило обновление. Когда  новоначальный принимает крещение, он перестает пребывать в состоянии падения, при этом его человеческое естество не уничтожается. В таинстве человеку прощается первородный грех и грехи, совершенные до крещения. Приобщившись к вере через таинство, дальнейшие грехи человек совершает уже сознательно, оживляя, тем самым, в себе падшее естество.

Таким образом, с христианской точки зрения, человек обрекает себя на вечную смерть. Средством к исправлению является таинство Покаяния. «Ум и сердце, не очищенные от страстей покаянием, не способны соделаться причастниками благодати», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).  Покаяние — это процесс, в котором человек находится до конца своей земной жизни. По словам святителя Игнатия и других святых отцов Церкви, человеку необходимо бороться со своими помыслами. Второе средство, которым достигается спасение, — молитва.

Для человека важно прочувствовать, какой вред он нанес себе и своим близким. Каждый, кто сам столкнулся с проблемой избавления от зависимости, знает, что это непростой путь. Сегодня в Нижегородской епархии работает несколько обществ трезвения, где священники и добровольцы помогают людям преодолеть себя. Ведется и профилактическая работа, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Проведение курса лекций стало ее частью, и это начинание продолжится.

Знать правду, чтобы не радоваться стакану

Психиатр-нарколог Сергей Зайцев, сотрудничающий с Нижегородской общественной организацией «Трезвение», стал одним из спикеров весеннего онлайн-лектория по вопросам трезвости. Одной из главных проблем, связанных с алкоголизмом, он считает дефицит информации.

— Знаний не хватает не только самому человеку, страдающему от алкоголизма, но и членам его семьи. Родственники бы и рады помочь, но они рассуждают: «Он не хочет, а мы что можем сделать?» На самом деле сделать можно многое, но для этого близким нужно предоставить информацию о том, как формируется и угасает алкогольное поведение, чтобы они понимали, с чем имеют дело, каков основной механизм алкогольной проблемы и как, исправив свои ошибки, гармонизировать отношения в семье, чтобы для алкоголизма не было почвы. Не надо менять того, кто пьет, — надо изменить свое поведение и отношение к проблеме!

Почему зависимые часто оказываются глухи к мольбам родственников прекратить пить? Человек может быть полностью социализирован, но в вопросе отношений с алкоголем не может сделать правильных выводов: его логическое мышление искажено. Конечно, разбираться с проблемой без помощи психолога сложно, лучше обратиться к специалисту, который будет последовательно работать с пациентом, чтобы исправить эти искажения.

Однажды я проводил урок в поварском училище в Клину и наблюдал, как ребята, учащиеся там, курили. И вот они стоят, показывают на пачку сигарет и смеются, мол, говорят, что табак убивает, а посмотришь: вокруг все живы и с сигаретами. В таком случае надо писать не «Курение убивает», а «Курение оглупляет». Так же и с алкоголем: надо, чтобы человек имел представление, с какой скоростью идет разрушение психических функций. Тогда он будет понимать, в каком состоянии он находится сейчас, какой признак заболевания у него появится через месяц, через три и так далее. Зная все это, он уже вряд ли будет радоваться стакану.

Создание клубов и обществ трезвения помогает преодолевать информационный вакуум. Кроме того, необходимо и через СМИ транслировать больше положительных примеров того, как люди справляются с пагубными пристрастиями.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.