Главная > Без рубрики > Из небытия
17:59, 23 июня 2020

Из небытия

В Нижегородском кремле заложен храм в честь преподобного Симеона Столпника

Кремль — сердце Нижнего. Многие из нас помнят его с детства: Вечный огонь, филармония, единственная церковь — Архангельский собор. Таким мы привыкли его видеть. А вот наши бабушки и прабабушки слушали здесь колокольный звон не одного, а пяти храмов. Сейчас в кремле возрождается Никольская церковь. 3 июня началось воссоздание еще одной святыни — храма в честь преподобного Симеона Столпника.

«Под горою, подле большого мосту…»

Симеоновская церковь много веков стояла на правой стороне Ивановского съезда. Раньше на этом месте был мужской монастырь. Первое упоминание о Симеоновской церкви – главном храме одноименного монастыря, встречается в Писцовой книге Нижнего Новгорода 20-х годов XVII века: «Под горою, подле большого мосту, монастырь Семионовской, а в нем церковь святаго Семеона Столпника да предел Введения Пречистые Богородицы».

Обитель вряд ли относилась к числу богатых и процветающих. Среди монастырских строений упоминаются «келья игуменская, да в нем три кельи братцких, да на монастыре ж у Святыхъ ворот богаделня». А насельники «кормятца в мире Христовым имянем». В Переписной книге 1678 года по Нижнему Новгороду среди дворов Каменного города (так тогда писцы называли кремль) упомянут двор попа церкви Семеона Столпника Михаила Михайлова Зубова, хотя сам храм и связанный с ним монастырь в соответствующей записи не отмечены. 25 июня 1715 года «церковь Введения Богородицы да Симеона Столпника деревянна» сгорела вместе со всей утварью и колоколами во время большого пожара, охватившего большую часть Нижнего Новгорода. После этого обитель, вероятно, была упразднена, так как в письменных источниках Симеоновский монастырь больше не упоминается.

В 1743 году при епископе Димитрии (Сеченове) на ее месте построили каменный храм. Деньги на восстановление собирали при участии самого губернатора, князя Даниила Андреевича Друцкого.

Информация о дате нового сооружения содержится в инвентарной книге церковного имущества, составленной в 1846–1861 годах: «Оная Симеоновская церковь построена сборными деньгами в 1743-м году в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом преподобного Симеона Столпника. А в 1751-м году вместо Введения главный престол освящен во имя Страстные Божией Матери».

Чудотворная

Со Страстной иконой Божией Матери связана особая страница истории Симеоновской церкви. Этот образ прославил себя чудотворениями в селе Палец Нижегородского уезда (теперь это Перевозский район). В 1641 году здесь явилась Пресвятая Богородица.

В селе жила крестьянка по имени Екатерина. Много лет она страдала от тяжкого недуга и просила Царицу Небесную об исцелении. И однажды Богородица предстала перед ней и повелела идти в Нижний Новгород к иконописцу Григорию, чтобы взять у него икону,

названную «Страстная». На ней по обе стороны от лика Божией Матери изображены ангелы с орудиями Христовых страданий. Владычица велела принести образ в село и помолиться перед ним. Екатерина исполнила повеление — и выздоровела. Как и множество других людей, которые стали стекаться к чудотворному образу. Слух о чудесах дошел до Москвы, и царь Михаил Федорович велел принести икону в столицу, что и было исполнено. В память об этом в городе был основан монастырь в честь Страстной иконы Божией Матери. С Палецкого образа сделали список, а саму святыню возвратили в село.

В 1934-м церковь там разорили. Чудотворная икона бесследно исчезла.

Точная копия Палецкой иконы была главной святыней Симеоновской церкви в кремле. Она тоже почиталась чудотворной. Образ по очереди (по два-три месяца) пребывал в кремлевских храмах: Преображенском кафедральном соборе, Успенской и Симеоновской церквях.

С 1769 года Симеоновская приходская церковь служила храмом Нижегородского гарнизонного батальона. С 1826 по 1836 годы она находилась в военном ведомстве, потом по велению императора Николая I храм перешел к единоверцам вместо Свято-Духовской церкви при Губернаторском доме.

Известно, что священником в храме был Иоанн Глазков, диаконом — Иоанн Ястребцов, псаломщиком — Михаил Веретенников. Прихожанами Симеоновской церкви в 1914 году состояли жители 102 домов Нижнего Новгорода и окрестных селений, в основном крестьяне.

После революции, со второй половины августа 1918 года, по свидетельству настоятеля Михаило-Архангельского собора кремля священника Алексия Некрасова, кремлевские храмы были закрыты для богослужений. К январю 1924 года церковь значится среди закрытых и община названа «ликвидированной». По циркуляру ВЦИК от 7 января 1924 года, «предметы культа художественно-исторической ценности из закрытой церкви были переданы в ведение Губмузея. Саму церковь отделу по делам музеев Главнауки Наркомпроса с учета предлагается снять как «не представляющую интереса с архитектурной стороны». По одним сведениям, 1 июня 1928 года церковь была разобрана. По результатам архивных изысканий нижегородского краеведа Юрия Галая, Симеоновский храм был взорван в 1929 году.

О чем рассказала земля

С июля 2018-го и до сентября 2019 года в зоне воссоздания храма преподобного Симеона Столпника велись раскопки. Их проводили под руководством сотрудников института археологии РАН Татьяны Марьёнкиной и Николая Грибова.

— Материалы этих исследований еще обрабатываются, — рассказывает Николай Николаевич, — но уже сейчас можно подвести некоторые итоги. Было выяснено, что на месте храма в честь Симеона Столпника середины XVIII века в Средние века существовала рядовая городская застройка. Обычная усадебная застройка с частокольными оградами и даже с уличным проездом. То есть здесь жили люди, работали ремесленные мастерские. Косторезная в этом районе была точно. Вероятно, здесь находилась и мастерская по изготовлению парадной поливной керамической посуды, что довольно неожиданно для Нижнего Новгорода. Где-то рядом трудились кузнецы и

литейщики: в одной из ям найдены скопления обожженной железной руды, металлические шлаки, фрагменты кричного железа, литейная форма. Ювелирные мастера работали где-то неподалеку. Освоен этот участок городской территории был вскоре после основания самого города. Во всяком случае, можно точно сказать, что в XIII веке городская застройка уже была. Хочется отметить, что усадебная застройка в нижней части кремля была обнаружена впервые в истории археологического изучения нашего города.

К середине XV века жизнь в этой части Нижнего прекращается. Вместо культурных напластований большей части XV столетия археологи обнаружили стерильные склоновые отложения — смытые с волжского косогора во время продолжительных дождей и снеготаяния.

Люди вернулись сюда в период конца XV — первой половины XVI веков. Точнее определиться с датой возобновления застройки здесь пока сложно. Самые ранние датированные находки после завершения средневекового этапа — небольшие медные монеты — пулы, чеканка которых началась в 90-х годах XV века и продолжалась, наверное, в течение большей части XVI столетия.

— С XVI — началом XVII веков связаны следы интересной конструкции, — продолжает археолог. — Предположительно, это деревянный мост, служивший тогда нижней частью Ивановского съезда. В основе его конструкции – мощные деревянные сваи, диаметром по 40–50 см. Вероятно, его сооружение было частью работ по созданию городской инфраструктуры сразу после строительства Нижегородского кремля. А о главном храме Симеоновского монастыря XVI — начала XVIII веков мы можем судить по остаткам деревянной срубной конструкции, которая частично сохранилась ниже уровня пола кирпичной Симеоновской церкви XVIII века. В Нижнем Новгороде, как и во всех русских городах, которые были построены из дерева, часто случались пожары. Неоднократно, наверное, погибала в огне и деревянная Симеоновская церковь.

Ученые обнаружили монастырский некрополь, который не упоминается ни в одном из письменных источников. Первые его захоронения появляются не ранее XVI века.

— Появление Симеоновского монастыря, — продолжает Николай Грибов, — по материалам наших работ можно датировать не ранее промежутка конца XV — первой половины XVI века. Во всяком случае, начало активной фазы освоения связанной с ним территории соотносится с XVI столетием. На монастырском кладбище обнаружено около 900 захоронений. Это монахи и миряне, взрослые и дети. Много младенцев, смертность среди них тогда была высокая.

В ходе раскопок обнаружено большое количество находок, позволяющих реконструировать жизнь и быт первых нижегородцев. Одна из них — накладка, искусно вырезанная из крепкого нефритоподобного кварцита. В ее атрибуции археологи надеются на помощь специалистов из Государственного Эрмитажа. Еще один необычный предмет – железный стилос (писало) раннего домонгольского типа. С помощью подобных инструментов наши предки писали на бересте.

С эпохой Средних веков связаны два углубленных в грунт сооружения, которые, очевидно, являлись подвалами жилых наземных домов. Одно из них датировано второй

половиной XIII — началом XIV века, второе — временем Нижегородско-Суздальского княжества. С каждым сооружением связано большое количество находок. Немалый интерес представляет собранная при раскопках коллекция монет. По ее составу отлично прослеживается история освоения изученного участка городской территории.

В день Владимирской иконы Божией Матери

Именно в этот день митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил закладку храма в честь преподобного Симеона, сирийского монаха, явившего людям новый подвиг — столпничество.

На богослужении присутствовали полномочный представитель Президента России в ПФО Игорь Комаров и губернатор области Глеб Никитин, директор филиала Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Приволжскому федеральному округу Валерий Губанов и директор ООО «Региональный инженерный центр» (организации, занимавшийся разработкой проекта храма) Юрий Коваль, представители подрядных организаций.

— Сегодня милостью Божией мы возрождаем храмы кремля, — сказал собравшимся митрополит Георгий. — Пройдет время, и в Симеоновской церкви вновь будет приноситься Бескровная Жертва и звучать молитва священника у престола Божия. И пусть труды по восстановлению этого храма послужат еще одним символом примирения нашего народа с Господом, знаком покаяния, которое мы приносим за наших отцов и дедов, подвергавших церкви Божии поруганию и разрушению.

Игорь Комаров говорил о том, что нижегородский кремль — это великое место великого города великой страны. И важно, чтобы его исторический облик был восстановлен.

Глеб Никитин отметил, что возрождение храма на Ивановском съезде — продолжение реализации планов подготовки к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. И, несмотря ни на какие сложности, эта дата остается важнейшим ориентиром.

— В свое время мы вместе с владыкой Георгием утвердили план подготовки к 800-летию, включающий в себя восстановление объектов, связанных с православием, — добавил губернатор. — Будем его осуществлять.

— Я очень рад, что совместными усилиями правительства Нижегородской области и лично губернатора, попечителей в преддверии 800-летия нашего города святыни возрождаются, — отметил владыка Георгий. — Это имеет огромное значение для всех жителей Нижегородчины, особенно для подрастающего поколения.

Симеоновская церковь воссоздается в историческом виде. Это будет одноглавый храм с трапезной и шатровой колокольней, бесстолпный, одноапсидный. Высота здания до креста храма — около 30 м, площадь молельного зала — 224,9 кв. м.

— Высоту мы установили по историческим чертежам, которые были обнаружены в архиве, — рассказывает архитектор Анна Ильина. — Определяли габариты и по фотографиям начала XX века. Работа над проектом была очень интересной. Это и научный поиск, и исторические сведения… Мы делились информацией с археологами, и они тоже ориентировались на нее при проведении раскопок.

Время летит стрелой. Не заметим, как наступит год 2021-й. В дни празднования юбилея нашего города на Ивановском съезде можно будет увидеть восставший из небытия прекрасный храм в честь преподобного Симеона.

Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна