Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Православное образование > Как пенсионеры становятся студентами
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (119) 14:43, 8 июня 2017

Как пенсионеры становятся студентами

Руководитель отдела образования и катехизации Йошкар-Олинской епархии иерей Андрей Норкин — эксперт педагогического конкурса «Серафимовский учитель». В 2017 году он оценивал представленные на конкурс методические разработки. Нам он рассказал о том, как построено духовно-нравственное воспитание студентов в Марийском государственном университете.

— Отец Андрей, между Марийским гос­университетом и Йошкар-Олинской епархией подписано соглашение о сотрудничестве. С чем вы лично приходите в вуз?

— Я духовник созданного при университете клуба православной молодежи «Пока горит свеча», и это подразумевает личные встречи и беседы со студентами, без которых просто невозможно выстроить взаимодействие. Встречаемся мы и с преподавателями — обсуждаем с кураторами студенческих групп проведение занятий, нацеленных на духовно-нравственное воспитание. Организуем творческие вечера — я очень люблю такую форму миссионерской работы. Задействованная в них молодежь впервые знакомится со святоотеческим наследием, открывает Священное Писание, узнает о традиции Русской Православной Церкви. Например, яркие впечатления остаются у участников, слушателей и гостей музыкальной гостиной «Сретенье», приуроченной ко Дню православной молодежи. Ежегодно у нас в университете проходит это мероприятие, где встречается православная и светская молодежь, исполняются духовные произведения, патриотические, авторские песни.

Одна из форм работы — просветительские акции. Мы присоединились к акции Синодального отдела по делам молодежи «Есть такой праздник». Накануне больших праздников: Дня народного единства или Дня Победы — наша молодежь раздает открытки на улицах или в социальных учреждениях. Сама открытка пустая, то есть ее можно подарить кому угодно, только на одной из страниц дана информация об истории и значении события.

На ежегодных епархиальных образовательных Мироносицких чтениях проходят студенческие конференции на тему формирования духовно-нравственных ценностей молодежи в современном информационном пространстве. В них задействованы учащиеся разных вузов Йошкар-Олы, учреждений среднего профессионального образования, молодые педагоги школ города. Молодые люди обмениваются опытом, узнают для себя много нового.

Трудность в том, что многие сейчас не понимают в полной мере, что такое духовно-нравственное воспитание — сам понятийный аппарат разнится в педагогической среде. Для нас это особенно важно, потому что мы работаем со студентами — будущими учителями.

— Какие методические наработки вы используете?

— Сам университет работает в этом направлении. Есть научные труды преподавателей, а самое интересное — студенты, делая курсовые и дипломные, становятся соавторами различных статей по духовно-нравственному воспитанию. Наши студенты проходят практику не только в школах, но и детских лагерях, в том числе православных детских лагерях, после чего они должны написать отчет.

— Вы взаимодействуете только с будущими педагогами?

— Не только. Есть еще историко-филологический факультет и другие направления. В прошлом учебном году я встречался с будущими учителями основ безопасности жизнедеятельности. Казалось бы, что у нас общего? А это дисциплина, которая в программе называется «Духовная безопасность». Мы говорили о смысле жизни, о понятии греха и духовных опасностях.

— Как вас, православного священника, встречают студенты?

— По-разному. У нас ведь многонацио­нальный состав в студенческой среде. Есть ребята-мусульмане. В коридоре студент всегда приветлив. На практических занятиях, семинарах, бывает, спрашивают: что делает священник в светском учебном заведении? Бывают спорные моменты, когда они отстаивают свою позицию, не желают обсуждать вопрос, высказывают мнение, противное духу православия. Мы пытаемся найти истину. Бывает так, что со студентами-мусульманами быстрее находишь общий язык, потому что есть общие ценности, такие как уважение к старшим, семья, воспитание детей. Один мальчик у меня в группе говорил: «Я убежденный атеист». При этом всегда помогал на занятиях, организовывал творческие мероприятия и останавливал меня в коридоре, чтобы задать интересующий его вопрос. Но самое главное, что ни разу в стенах вуза я не слышал от студентов ничего плохого лично о себе или в адрес Церкви.

Молодые люди разные, кто-то приходит «исполнить студенческий долг»: лекции посетил — и домой, другие активно проявляют себя во внеурочной деятельности. Бывает, что в храме подходят: «Отец Анд­рей, вы меня помните? Я ваша студентка/студент. Знаете, у меня такой вот вопрос…»

— Случается, приходит студент на практику в школу — и желание учительствовать пропадает. Пугаются трудностей. Вы говорите с ребятами на эту тему?

— Да. Я их спрашиваю: что вас влечет к преподаванию? Здесь ответ только один — зов сердца. Если он есть у человека, получится настоящий педагог, воспитатель, врач, несмотря ни на какие трудности. Даже сталкиваясь с проблемами во время практики, большинство ребят не испытывает разочарования. Это тоже часть воспитательного процесса. И потом, они сами вчерашние школьники — прекрасно знают, как и чем живет современная школа.

— Удается ли в духовно-нравственном воспитании соблюдать принцип преемственности — выстроить вертикаль: детский сад — школа — вуз?

— Сейчас как раз идет становление такой вертикали. Мы уделяем большое внимание школам, вузам, но в нашей помощи нуждаются и дошкольные образовательные учреждения. Мы пытаемся контактировать с воспитателями на конференциях. С учреждениями среднего профессионального образования еще только предстоит налаживать контакты. Сформировать такую вертикаль — труд не одного года, но не менее важно стать частью уже сложившегося образовательного учреждения.

— Университет третьего возраста — что это?

— Это еще одна интересная практика при Марийском государственном университете. Социально активные пенсионеры приходят вновь учиться. В «Университете третьего возраста» несколько направлений: «Сад и огород», «Основы компьютерной грамотности», «Основы взаимодействия с детьми и внуками» и другие. В одном из направлений — «Возрождение духовно-нравственной культуры» — задействованы и мы. Изучаем катехизис, догматические основы, историю Русской Православной Церкви. Последнее занятие традиционно проходит в виде экскурсии в храм. Обсуждаем практические моменты: как вести себя на службе, как подготовиться к таин­ствам…

В этом образовательном проекте задействованы студенты — участники клуба православной молодежи. Они встречают слушателей, присутствуют на занятиях и, самое главное, с удовольствием делятся со старшим поколением тем, что когда-то сами изучили.

— Вы уже не первый раз принимаете участие в итоговой конференции конкурса «Серафимовский учитель». Как вы оцениваете его значение?

— Конкурс значим в первую очередь в плане поддержки педагогов: человек занимается духовным воспитанием у себя в школе, видит результаты своей работы, а благодаря конкурсу эти результаты увидят и оценят другие, его опыт распространяется в масштабах страны. Это вдохновляет к дальнейшим трудам, к совершенствованию.

В Республике Марий Эл по благословению епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и при поддержке министра образования создана конкурсная комиссия, которая ищет претендентов на участие в конкурсе, оценивает их работы, помогает усовершенствовать проекты. Так мы популяризируем конкурс среди педагогов и настраиваем их на участие. И есть результаты. Из пяти отобранных работ в этом году три у нас стали победителями.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.