Главная > Наглядно > Как при царице Елене
«Ведомости Нижегородской митрополии» №18 (240) 18:07, 22 сентября 2022

Как при царице Елене

Символика Крестовоздвижения в наши дни

В праздник Воздвижения Креста Господня, отмечаемый 27 сентября по новому стилю, когда вспоминается обретение равноапостольной царицей Еленой Креста Господня в Иерусалиме в IV веке, во всех православных храмах принято совершать чин воздвижения Креста. Что предписано церковным уставом в связи с этим праздником и какие еще объекты напоминают нам сегодня об этом важном событии церковной истории?

Что мы видим на иконе

Наиболее распространенный сюжет иконы Воздвижения Креста Господня сложился в русской иконописи в XV–XVI веках. Иконописец изображает большое скопление людей на фоне однокупольного храма. Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, а само воздвижение происходит под его сводами. В центре на амвоне стоит архиерей с поднятым над головой Крестом. Под руки его поддерживают священники и диаконы, которые помогают держать тяжелый крест. На первом плане — святители и все, кто пришел поклониться святыне. По одной версии, это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали Крест Христов. По другой, фигуры символизируют всех христиан. На иконе могут располагаться фигуры царя Константина и царицы Елены. Например, справа от епископа, в то время как слева изображено одно из чудес, происшедших крестной силой.

Кто на постаменте

Крестом традиционно отмечались путевые вехи и населенные пункты. В 2015 году в центре Нижнего Новгорода, на площади Лядова, в точке оживленной транспортной развязки, появился интересный и красивый памятник. Он представляет собой мужскую и женскую фигуры в длинных одеяниях рядом с крестом. Но кого они изображают? По мнению некоторых нижегородцев, князя Владимира и княгиню Ольгу. Кто кое-что слышал о Крестовоздвижении, усматривает здесь равноапостольных Константина и Елену. Действительно, памятник символизирует поднятие обретенного святой царицей Еленой Животворящего Креста, но вместо ее сына императора Константина на постаменте мы видим патриарха Макария, непосредственного участника события. Памятник осеняет крестом городскую площадь, которая 200 лет назад была территориальной границей Нижнего Новгорода и местом расположения Крестовоздвиженской женской обители.

В чем особенность чина

Воздвижение — это господский, то есть посвященный Господу Иисусу Христу, двунадесятый праздник. Поэтому его служба не соединяется ни с какой другой: по уставу Крестовоздвижению полагается особый чин.

На вечернем богослужении происходит как бы небольшая историческая реконструкция событий IV века: священник выносит из алтаря крест на амвон и пять раз осеняет им стороны света (восток, запад, юг, север и снова восток). Затем с земными поклонами и пением тропаря: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим» — крест переносится на середину храма и остается там на аналое до 4 октября, дня отдания праздника. Во время утрени Евангелие читается не на середине храма, а в алтаре.

В Крестовоздвижение у православных строгий пост. Нельзя есть мясо, рыбу, яйца и молочные продукты. Пищу можно приправлять растительным маслом.

Одноименная обитель

Крестовоздвиженский монастырь Нижнего Новгорода, бывший до 1917 года крупной обителью и объединивший три древних городских монастыря (Зачатьевский, Воскресенский и Происхожденский), и сейчас можно увидеть неподалеку от памятника Воздвижению Креста Господня, в глубине застройки. В советское время в его зданиях располагались производственные помещения, склады, конторы, жилые квартиры. А возрождение началось в 1995 году с Крестовоздвиженского собора. В 2004 году приход собора был преобразован в женский монастырь. С тех пор обитель пополнилась новыми храмами и обрела множество святынь: крест с частицей древа Животворящего Креста Господня, крест-распятие, пронесенный по Крестному пути Спасителя в Иерусалиме, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, икону Божией Матери «Страстная».

Татьяна Гарина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.