Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Интервью > Как умножить «лета жизни»?
«Ведомости Нижегородской митрополии» 18 (30) 17:39, 29 сентября 2013

Как умножить «лета жизни»?

МигачевВо все времена человечество билось над неразрешимой задачей: как умножить «лета жизни» и при этом уберечь тело от старения? И хотя прорыва в этой области до сих пор не наблюдалось, в будущем наука может преподнести нам неожиданные сюрпризы. А как должен относиться к проблеме долголетия христианин, и нет ли в святоотеческом предании рекомендаций по продлению жизни, которые можно использовать уже сейчас? На эти вопросы, поступившие на православный телефон доверия, отвечает помощник благочинного Автозаводского округа по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями иерей Александр Мигачев.

Прочла в журнале выступление одного маститого ученого, в котором говорилось, что внедрение современных методик стимуляции стареющего организма в недалеком будущем может увеличить продолжительность человеческой жизни в несколько раз. Не противоречат ли такие биомедицинские проекты христианским принципам, учитывая, что каждая служба в православном храме заканчивается молитвой о многолетии? 

— Думаю, вопрос применения или неприменения этих методик — не в разработке новейших технологий, а в конкретном отношении к человеческой старости.

«Нет ничего сильнее старости», — убеждает святитель Григорий Богослов. Сравнение старости с силой имеет глубокий смысл. Привычное для язычества обыденное восприятие старости как слабости и упадка в христианской этике перевернуто: старость приобретает значение духовного ориентира, становится пределом, венцом жизни.

В христианстве, которое опирается на ветхозаветные традиции, нет ничего позорнее, чем пренебрежительное отношение к старикам: «Народ наглый, который не уважит старца» (Втор 25:50), «В старцах — мудрость, и в долголетних — разум» (Иов 12: 12).

Пятая заповедь библейского Декалога «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх 20: 12) единственная содержит в себе причинно-следственную связь. Продолжительность человеческой жизни ставится в зависимость от нравственных способностей личности, а не от особенностей питания, закаливания и прочих биофизических факторов. Праведники «и в старости плодовиты, сочны и свежи» (Пс 91: 15).

Часто употребляемое понятие «добрая старость» здесь означает старость безболезненную (Быт 15: 15), что предполагает отсутствие однозначной связи между старостью и болезнью. Однако сведение старости к возрасту, количеству прожитых лет для христианской нравственной антропологии нехарактерно.

Старость — это не только физиологическое, но и духовно-нравственное состояние человека. «Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем 4: 8–9). Старость ведет к мудрости и является ее «материальным» основанием.

Таким образом, с христианской точки зрения для достижения конкретной цели — многолетия — хороши далеко не все средства, но только те, которые ведут к спасению души в лоне Святой Православной Церкви.

В святоотеческой литературе часто можно прочесть, что люди получали исцеление от болезней не от таблеток и операций, а по молитве. Может, верующему человеку вообще лучше отказаться от докторов и лекарств, которые порою больше калечат, чем лечат? 

— В IV веке среди части христиан появилось мнение, что обращение к земным врачам есть признак несовершенства и неполноты веры, но святитель Василий Великий выступил против таких взглядов:
«Как не должно вовсе бегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, или вверяем кормило кормчему, а молим Бога, чтобы спас нас от потопления, так, вводя к себе врача, когда дозволяет сие разум, не отступаемся от упования на Бога».

Болезнь является результатом разрушительного действия греха. Поэтому в Священном Писании говорится, что истинным Врачом является Бог: «Я Господь, целитель твой» (Исх 15: 26). Любой болящий должен прежде всего обратиться к Богу, чтобы очиститься от грехов и исправить жизнь. Обращение к врачу не только не запрещено, но и необходимо, ибо Господь чаще всего исцеления подает прикровенно, через врачей: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его» (Сир 39: 1).

Мне предстоит сложная операция. В этот тяжелый для меня и моей семьи период я постоянно в мыслях обращаюсь к Господу и прошу у него помощи. Но, может, по незнанию своему упускаю что-то важное. Как православному человеку подготовиться к операции? 

— Перед столь ответственным шагом, как медицинская операция, правильно будет исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Заказать молебен перед хирургическим действием и молитвенно участвовать в нем. Но важно, чтобы это осуществилось не по какому-то страху перед возможными последствиями, а по вере в то, что Господь — наш Помощник, Врач и Целитель во всех самых решительных жизненных обстоятельствах. Помолившись и положившись на волю Божию, далее воспринимайте все безропотно, ибо нет молитвы, Господом не услышанной. Церковь молится ио хирургах, чтобы Господь управил руку врача, и об их пациентах — чтобы операция пошла во здравие и на пользу.

Мой зять много лет безуспешно борется с тяжелым недугом. Еще год назад он признался мне, что глубоко разочарован в возможностях официальной медицины. По его словам, вся надежда теперь на нетрадиционные методы лечения. И вот у меня вопрос: можно ли православному человеку прибегать к услугам тибетской медицины, которой, как говорят, пять тысяч лет? 

— К тибетской медицине, равно как и к другим восточным практикам, православный человек обращаться не должен. Она теснейшим образом связана с восточным оккультизмом, то есть общением с демоническими силами, что приводит к повреждению души.

У современной медицины, хотя она, несомненно, моложе, есть немалые достижения. Нужно иметь на все трезвый и спокойный взгляд, свободный от крайностей. Если медицинское врачевание оказалось успешным, христианин благодарит Бога. Если болезнь продолжается, то верующая душа усиливает покаяние и молитвы. В любом случае душа не только не повреждается, а смиряется и научается чаще обращаться к всесильному Небесному Врачу и идет путем спасения.

Подготовила Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.