Главная > К духовному размышлению > Классифицируя себя
«Ведомости Нижегородской митрополии» 15 (123) 19:28, 15 августа 2017

Классифицируя себя

Нерукотворный образ. Василий СУРИКОВ, 1872. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Нерукотворный образ. Василий СУРИКОВ, 1872. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Вы задумывались, к какой части людей себя относите? Мужчины и женщины, молодые и старые, больные и здоровые, богатые и бедные… Список антонимов можно продолжить. Еще люди делятся на тех, чья практика жизни не связана с мыслью о Боге, и тех, кто в каждом дне своей жизни видит Его присутствие и отвечает Ему взаимностью. При этом обе группы могут относиться к одному «виду» верующих в Бога людей, которые, в свою очередь, отличаются определенными свойствами от не верующих в Его бытие. Говорю не просто о верующих, религиозных людях, а о христианах, православных христианах.

Для человека, еще не вошедшего в Церковь, даже крещеного, но не ведущего полноценной литургической жизни, могут быть незаметны основополагающие различия между исторически сложившимися конфессиями, такими, например, как католичество и православие. Ну, если только всем бросающееся в глаза: у них сидят во время службы — у нас принято стоять, у них орган и пение — у нас только хоры. А «новички» к этим различиям проявляют интерес очень часто. Парадоксально: еще не усвоена полнота вероучения, в котором ты сам принял крещение, а уже просачивается особый интерес к отличительным чертам иных верований.

Когда пытаешься вникнуть в корень этого любопытства, обнаруживаешь — почти всегда — мотив к поиску послабления. В чем? Да во всем! В еде, в питье, в режиме религиозной жизни… А что, разве есть еще и такая?

Бог на Своем месте

Жизнь, где все помыслы, слова, поступки пронизаны пониманием, что каждое мгновение ее открыто Богу, даже неправильные, греховные, мерзкие мыслишки, тайные ото всех (но не от Него) дела, порой даже и праведные, которые утаить бывает несоизмеримо труднее, чем грехи, — все это как на ладони у Него. Бог — Всевидящий.

Другой вариант, казалось бы, религиозной жизни, но религиозной ли? О Боге человек вспоминает. Не важно, по какому случаю. Жареный ли петух клюнет, или просто — посмотрит на икону и вспомнит. Бог у человека на периферии его сознания и извлекается оттуда, как некий служебный инструмент для достижения той или иной цели, может даже показаться, что для ведения религиозной жизни.

Религия — это не выдумка человека, религия — это онтологическое, сущностное состояние. Если сказать проще, врожденное. Однажды установленная связь Бога и людей в лице  Адама и Евы была разорвана по произволению наших прародителей. Библейская история показывает, как она может быть восстановлена. И не только показывает, но и учит. Так вот жизнь, где Бог как бы присутствует, но не занимает ключевого, центрального места, где нет даже попыток восстановить утраченную связь, — это не религиозная, в буквальном смысле, жизнь. Есть констатация: «все мы грешны, ибо человецы суть», и дальше — тишина. Ни молитвенного воздыхания («Прости, Господи!»), ни вопля («Спаси, погибаю!») — ничего.

Путь к спасению души нелегок. Временами и тяжел. Но допустить, что любящий людей Бог подстроил такое коварство, предложив непосильное, — это возвести хулу на Бога. Господь, наоборот, нам все облегчил. Восстановив утраченную людьми связь с Ним через Воплощение, Крестную Жертву, Воскресение из мертвых и Вознесение, оставил нам самую малость — жить так, чтобы в каждой нашей мысли, в каждом нашем слове и поступке присутствовала хотя бы тень Его. Если уж не Сам Он.

И вот тогда это может называться, и не только называться, но и быть религиозной жизнью.

Цитировать собственной жизнью

Скажете опять, тяжело? Да. Но научение, а этому — следовать Христу — надо учиться — никогда не было легким делом. И в то же время, когда оно во Христе свершается, оно доступно. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Мф11–28:30). Господь Иисус Христос призывает к тому, чтобы мы научились, а в некоторых случаях и научили других: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28–19:20).

Процесс научения не сопряжен с комфортом в принципе. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12) — это также слова Иисуса Христа.

К глубочайшему сожалению, Книга, которую мы так любим цитировать, весьма редко «цитируется» нашими деяниями, но и в этом случае очень важно, правильно ли мы научены пониманию сказанного. Существует великая опасность того, что самонадеянный читатель, особенно из новичков, о которых мы упоминали вначале, который привык «доходить до всего своим умом», может попасть в ловушку сомнений, недоверия, а то и удариться в поиск противоречий, именно благодаря «своему уму». Опыт многих подвижников свидетельствует о том, что в духовных вопросах доверяться ему опасно.

Евангелие нужно читать… под духовным руководством. Лишь тогда житейское море, в плавание по которому мы отправляемся по пути спасения, может быть не так опасно.

Что до послаблений в духовной жизни, о которых мы так заботимся, они, конечно же, существуют, но правильно применить их можно только тогда, когда ты выкладываешься с полной самоотдачей.

Протоиерей Сергий Муратов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.