Интернет сайт Нижегородской епархии www.nne.ru



Главная > Вера и призвание > Когда школа — это жизнь
«Ведомости Нижегородской митрополии» 11 (209) 20:51, 16 июня 2021

Когда школа — это жизнь

Учитель православной гимназии стала одной из лучших в регионе

О победе педагога нижегородской Кирилло-Мефодиевской православной гимназии Натальи Фоминой в конкурсе на присуждение премий лучшим учителям региона я узнала из ленты новостей на сайте Нижегородской митрополии. Позвонила протоиерею Евгению Худину, руководителю епархиаль­ного отдела образования и катехизации, который к тому же возглавляет гимназию, где работает Наталья Федоровна. «Конечно, об этом надо писать! — отозвался он на мое предложение. — Учитель замечательный!»

Выбор родителей

И вот я в Кирилло-Мефодиевской гимназии. Последний учебный день. На улице — приготовления к торжественной линейке, а в кабинетах еще идут уроки, точнее, завершающие классные часы. Ребятишки нарядные, в приподнятом настроении (еще бы, впереди летние каникулы!), как обычно, очень воспитанные: ни один не пройдет мимо, не поздоровавшись.

Наталья Федоровна встречает меня в коридоре, мы проходим в ее кабинет. На подставке рядом с учительским столом — цветущие фиалки. Наталья улыбается: «Люблю цветы! В отпуске, правда, придется приходить их поливать, зато как красиво!»  23 года она учит ребятишек читать, писать, наблюдать и видеть красивое вокруг себя.

— А ведь в детстве я никогда не мечтала стать учителем, — начинает она рассказ о себе. —  Жили в селе Пустынь в 30 километрах от Арзамаса. У родителей нас было трое. У мамы, кроме школы, никакого образования, всю жизнь проработала в совхозе рабочей. Папа — там же, водителем. Дома всегда полный двор скотины, приходилось ухаживать. Так что я не понаслышке знаю, что такое тяжелый труд!

Работая на земле, родители хотели, чтобы дети получили образование. Сестра стала бухгалтером, брат — сотрудником силовых ведомств, а Наташу мама почему-то только учителем видела. Так и говорила: «Ты должна быть учителем!»

Хозяйка в классе

Родителей Наталья слушала, а потому после девятого класса подала документы в Лукояновское педагогическое училище. Школу она окончила на одни пятерки, поэтому приняли девушку без экзаменов. Правда, у самой душа к будущей профессии не лежала. Было даже такое, что один преподаватель однажды сказал ей: «Наташа, вы, наверное, занимаете чье-то место».

— Эти слова меня словно подстегнули, — вспоминает Наталья. — Кстати, когда сейчас с однокурсниками разговариваем, из нашей группы (а это 28 человек) по специальности осталось работать всего шестеро.

Настоящий вкус будущей профессии Наталья Федоровна почувствовала только на третьем курсе, когда студентов отправили на практику в лучшие лукояновские школы. Первые полгода они просто ходили на уроки к наиболее сильным педагогам, а потом начали давать уроки сами. Подготовка к ним шла колоссальная. Без интернета, без компьютеров — вручную писали конспекты, готовили раздаточный материал для каждого ученика, рисовали наглядные пособия.

— Непросто, — говорит Наталья Федоровна, — но интересно. Чувствуешь себя хозяйкой в классе. Вот тогда я окончательно поняла, что буду учителем. Уже не возникало мыслей, что хочу поменять профессию. Наоборот, пошла учиться дальше — на заочное отделение в Арзамасский пединститут.

Коррекционный класс и экономика

Свое первое место работы Наталья Федоровна вспоминает с большой благодарностью. По распределению она попала в Водоватовскую школу. Это в 15 километрах от Арзамаса.

— Мне дали первый класс — девять детей с задержкой психического развития. Обычно в деревенской школе одна параллель, а мне повезло, что было два первых класса. В обычном работала опытная учительница Инна Анатольевна Галкина, очень доброжелательная к молодым учителям. Благодаря ей я многому научилась в профессии. Кстати, она была первым учителем в Арзамасском районе, кто выиграл конкурс на получение Президентской премии.

Первый свой класс Наталья Федоровна, согласно программе, учила не четыре года, как обычно, а пять. Говорит, особых сложностей с ребятами не было, они были просто послабее в учебе. Когда выпустила их, вакансий на учителя начальных классов в школе не было. Ей предложили должность учителя экономики. Молодая женщина согласилась, хотя понимала, что придется много заниматься дополнительно, чтобы освоить новое для себя направление. Кроме того, вести уроки ей предстояло практически во всех классах, со второго по одиннадцатый.

— У меня неплохо получалось, и свою первую высшую категорию я защищала как учитель экономики, — признается Наталья Федоровна. — А потом мужа перевели в Нижний Новгород. Пришлось менять место работы. В 184‑ю гимназию меня тоже приняли на должность учителя экономики. Но там работать было намного сложнее, чем в деревне. До 7–8‑го классов проблем не было, но у старшеклассников экономика была профильным предметом и нужно было готовить их к олимпиадам. Мне даже приходилось нанимать себе репетитора, чтобы разбирать с ним сложнейшие задачи! Я попросила директора: переведите меня туда, где я себя чувствую учителем.

Строгая

Работа учителя начальных классов складывалась как нельзя лучше. Наталья Фомина не раз представляла свою школу на районных конкурсах учительского мастерства: «Классный классный — 2019», «Учитель года — 2015». В последнем заняла второе место.  Ее воспитанники тоже постоянно участвовали в различных конкурсах и олимпиадах, подтверждая знания призовыми местами. Отдать своего ребенка в ее класс считалось большой удачей. Но когда два года назад пришло время отдавать в школу собственную дочь, Наталья Федоровна задумалась.

— Когда встал этот вопрос, мы с мужем как раз познакомились с православными людьми, которые приобщили нас к вере, — говорит наша героиня. — Хотя в свое время даже венчались с мужем, но это была, скорее, дань традиции. Узнав о Кирилло-Мефодиевской православной гимназии, на семейном совете решили, что не только дочь туда отдаем, но и сама я перехожу в эту школу работать, чтобы у ребенка не было никакой двойственности.

Сначала все в новой школе казалось учителю непривычным. Долго не могла понять, чему отдается предпочтение: воспитанию или образованию. Были сложности и с учениками: Наталье Федоровне достался второй класс.

— Поначалу детям сложно было привыкнуть ко мне и моим требованиям, — вспоминает педагог. — Я строгий учитель, люблю дисциплину. Без нее ничему не научишь. Люблю, чтобы дети были аккуратны во всем: тетради, внешний вид. Чтобы всегда были выучены уроки. И уроков задаю много, потому что программа развивающая. Строго ставлю оценки.

Сейчас в классе четверть учеников — отличники.

— Учиться у нас интересно, — говорит Кристина Линевич, ученица Натальи Федоровны. — Мы пишем научные работы  и участвуем в разных конкурсах. Я, например, в этом учебном году первое место на НОУ заняла и третье — на Серафимовских чтениях. А еще в «Православных зернышках» мы участвовали.

— Наталья Федоровна добрая и строгая одновременно, — дополняет одноклассницу Андрей Цикин. — Может наказать за плохое поведение двойным домашним заданием. Зато объясняет всегда понятно. Я люблю ходить в школу, люблю свой класс.

В интересах роста

В мае стало известно, что Наталья Фомина стала победителем конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности в Нижегородской области в 2021 году. Эта премия присуждается педагогам, которые имеют высокие результаты учеников и собственные методические разработки по преподаваемому предмету, используют в работе различные образовательные технологии, в том числе дистанционные. Учитываются профессиональные достижения самого учителя. Наталья Федоровна была единственным педагогом, кто представлял Нижегородскую епархию на конкурсе.

В завершившемся учебном году в конкурсе участвовало 167 учителей из Нижегородской области. Из них 14 стали федеральными победителями и получили премию в размере 200 тысяч рублей, и около 40 человек, в том числе Наталья Фомина, победили на областном уровне с премией в 100 тысяч рублей. У Натальи Федоровны чуть-чуть не хватило баллов, чтобы перейти федеральную планку. Но, конечно, не только премии манят учителей.

— Это повышает статус гимназии, — поясняет Наталья Федоровна. — Нужно, чтобы достижения были и у детей, и у педагогов. Чтобы гимназия звучала, чтобы про нее знали. Я возглавляю здесь школьное методобъединение и с самого начала подталкиваю коллег к росту, убеждаю их участвовать в различных конкурсах. После моей победы многие начали интересоваться.

Своим педагогическим опытом Наталья Федоровна делится и в интернете на известных учительских площадках. Есть у нее и собственный сайт, который будет полезен как коллегам, так и ученикам и их родителям.

— Я не представляю себя на другом месте, — добавляет Наталья Федоровна, завершая наш разговор. — Не перестаю благодарить своих родителей. Понимаю, школа — это моя жизнь.

Оксана Москвина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.